Найти тему
Журнал МУЗилка

Два зимних хита композитора Евгения Крылатова

Оглавление

История песен «Кабы не было зимы» и «Три белых коня»

В дни новогодних праздников многие россияне пересматривают произведения кинематографа и мультипликации, посвященные новогодней, сказочной тематике. Из шедевров «Союзмультфильма» в программу новогоднего просмотра часто входит классическая трилогия про «Простоквашино», которую завершает новогодняя серия, увенчанная хитом «Кабы не было зимы». А художественный фильм «Чародеи» - любимая новогодняя сказка - и вовсе настоящая кладезь праздничных хитов. Композитором в обоих случаях был Евгений Павлович Крылатов. В первой публикации 2023 года вспомним истории двух его песен: хита из «Простоквашино» и песни «Три белых коня», звучавшей в х. ф. «Чародеи».

Евгения Крылатова часто называют «детским» композитором, и вполне справедливо. На его песнях выросло не одно поколение советских и российских граждан, и многие его композиции, как и произведения кинематографа в которых они звучали, стали классикой. Евгений Павлович умел и любил писать для кино и считал себя не столько автором песен, сколько кино-композитором:

«Я вообще не композитор-песенник по своей творческой направленности, я композитор кинематографа. Нужна какая-то песня режиссёру по сценарию, ну значит, нужна», - говорил Крылатов.

Музыка Евгения Павловича Крылатова звучит в 120 художественных фильмах и 52-х мультипликационных.

Новогодний хит из Простоквашино.

Целый пласт популярных советских песен для детей, звучавших в кино и мультфильмах, Евгений Крылатов написал в соавторстве с «детским поэтом-песенником» Юрием Энтиным. Не так давно на канале мы вспоминали их знаменитую песню «Прекрасное далеко», прозвучавшую в фильме «Гостья из будущего» 1984 года. В тот же год участники устоявшегося авторского тандема пересеклись на «Союзмультфильме», где режиссер Владимир Попов работал над мультфильмом «Зима в Простоквашино», продолжением истории о любимых героях: дяде Федоре, псе Шарике и коте Матроскине, придуманных Эдуардом Успенским.

-2

Предыдущие две части снимались по книге «Дядя Федор, пес и кот». «Зима в Простоквашино» литературного первоисточника не имела, сценарий Успенским писался с нуля. Спустя много лет, в 1997 году, на его основе была выпущена книга.

По сюжету мультфильма одна из героинь – мама дяди Федора – самодеятельная артистка. Поехать в Простоквашино на Новый год она не может, так как предстоит выступать на «Голубом огоньке». Здесь и звучит песня «Кабы не было зимы». Голос маме дяди Федора подарили две Валентины, разговорный – Талызина, а певческий – Толкунова. Её исполнение – одна из важнейших составляющих успеха хита «Кабы не было зимы», прозвучавшего в финале мультфильма от лица героини.

Режиссер Владимир Попов хорошо знал Крылатова, за плечами была совместная работа над мультфильмом «Умка», к которому Евгений Павлович написал колыбельную «Ложкой снег мешая». Вопрос выбора композитора для «Зимы в Простоквашино» не стоял. Писать слова к зимней песне поручили проверенному автору, который много работал с Крылатовым. В мультфильмах стихи Энтина к этому моменту звучали уже неоднократно под музыку других композиторов: Геннадия Гладкова («Ну, погоди», «Бременские музыканты»), Максима Дунаевского («Летучий корабль»).

Энтин, Юрий Сергеевич - советский и российский поэт-песенник, автор слов песни "Кабы не было зимы" и многих других "детских" хитов.
Энтин, Юрий Сергеевич - советский и российский поэт-песенник, автор слов песни "Кабы не было зимы" и многих других "детских" хитов.

Написанное специально для песни к мультфильму стихотворение Энтина состояло из четырех куплетов, в мультфильме прозвучала лишь половина, так как текст не укладывался в хронометраж.

К слову, мультипликаторы «порезали» стихотворение Энтина не впервые. Подобная история случилась и с песней «Расскажи, Снегурочка» в мультике «Ну, погоди!».

В наши дни «Простоквашино» пережил реинкарнацию, на фоне старой-доброй трилогии современные сюжеты о любимых героев были восприняты неоднозначно. Новую версию обрела и песня. В мультсериале, стартовавшем в 2018 году, за маму дяди Федора говорит Юлия Меньшова, песню она исполнила в составе трио вместе с двумя колоритными актерами озвучки, голосами Шарика и Печкина, Игорем Сукачевым и Иваном Охлобыстиным.

Со сцены эту композицию следом за Валентиной Толкуновой исполняли многие певицы. Неоднократно её пела Марина Девятова. В новогоднем эфире 2019-2020 её спела группа «Фабрика».

В 2014 году появилась неоднозначная версия от группировки «Ленинград». Трек под названием "Кабы" в образах Деда Мороза спели Сергей Шнуров и Алиса Вокс.

«Остыли реки, и земля остыла, и вновь нахохлились дома»

Фантастический музыкальный фильм-сказка «Чародеи» режиссера Константина Бромберга вышел на экраны в 1982 году. В одном из эпизодов фильма в кадре пронеслись три белых коня. В упряжке ехала юная героиня картины Нина Пухова, сыгранная Анной Ашимовой. Из уст персонажа зазвучала задорная песня о трех зимних месяцах:

«И уносят меня, и уносят меня,
в звенящую снежную даль
Три белых коня, три белых коня –
декабрь, январь и февраль».

При просмотре фрагмента создается полное ощущение, что за кадром её поёт ребенок. Если не знать, до даже и не подумаешь, что голос Нине Пуховой подарила «взрослая» вокалистка 27 лет от роду, выступающая в таком жанре, как джаз. Каноническое исполнение этой песни принадлежит Ларисе Александровне Долиной.

От имени Нины Пуховой в картине исполняются две песни. По изначальному замыслу режиссера Константина Бромберга их должны были петь разные вокалистки.

«Если снежинка не растает, когда часы 12 бьют»,

- эту композиция зазвучала, действительно, детским голосом, её исполнила Ольга Рождественская, дочь певицы Жанны Рождественской, а в качестве исполнительницы «Трех белых коней» рассматривалась Светлана Степченко. Девочка записала эту песню. По мнению композитора, получилось хорошо, но режиссер решил, что голос исполнительницы не подошел для песни.

«Эту песню записала одна девочка и записала замечательно, но она была такая ещё молоденькая, и у неё голос был немного колкий такой, резкий. Но записали и записали»,

- вспоминал Евгений Крылатов.

Режиссер этот вариант не утвердил. По стечению обстоятельств в этот же день на студии присутствовала Лариса Долина, она должна была записывать другую песню, и заглянула к коллегам, которые работали над «Тремя белыми конями». То ли режиссер ей предложил попробовать, то ли певица сама напросилась – информация по этому поводу расходится, но факт остается фактом. Исполнение Долиной удивило всех и не оставалось сомнений, что именно эта запись войдет в фильм.

«Многие даже не верят, что это она исполняет. Но Лариса — мастер, и этим все сказано. Считаю, что огромным успехом эта песня обязана ей. Лариса замечательно исполняет и другие мои песни»,

- говорил Евгений Крылатов.

Картина «Чародеи» представляла собой вольную интерпретацию классической фантастической повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Писателей привлекли к созданию сценария. Идея адаптировать литературное произведение под «новогодний контекст», превратив в детскую музыкальную сказку, принадлежит режиссеру Бромбергу.

Несколькими годами ранее он снял другой знаменитый фантастический фильм «Приключение Электроника», музыку к которому также писал Крылатов. Творческое сотрудничество композитора и режиссера складывались непросто, песня «Крылатые качели» написанная в соавторстве с Юрием Энтиным, ему категорически не нравилась. И лишь ошеломительный и неожиданный успех песни и после выхода фильма и хорошие личные отношения побудили Бромберга вновь позвать Крылатова композитором в фильм «Чародеи». И режиссер не прогадал, именно песни составили значительную часть успеха картины.

Штатным поэтом-песенником для «Чародеев» стал Леонид Петрович Дербенев.

Дербенев, Леонид Петрович (1931-1995) - советский поэт-песенник, автор слов всех песен из х. ф. "Чародеи", большинства хитов на музыку А. Зацепина и многих других популярных песен.
Дербенев, Леонид Петрович (1931-1995) - советский поэт-песенник, автор слов всех песен из х. ф. "Чародеи", большинства хитов на музыку А. Зацепина и многих других популярных песен.

Таким образом, в написании хитов для кинофильма сошлись половинки двух устоявшихся прославленных творческих тандемов. Авторские пары «Крылатов-Энтин», «Зацепин-Дербенев» настолько прочно укоренились в сознании слушателей, что стоит назвать имя одного, сразу вспоминается другой. Примечательно, что у этих тандемов были разные подходы к созданию песен и очередности написания текстов и музыки. Евгений Крылатов любил сочинять мелодии на уже готовые стихи. Писать «болванки под текст», как выразился композитор, у него не получалось.

«Ни разу музыка у меня не родилась просто так, из ничего. Я пишу песни только на готовые стихи. Некоторые композиторы могут сочинить «болванку», «рыбу», а поэт это оттекстовывает. Я так не могу. А на стихи пишу очень быстро»,

- объяснял композитор.

Александр Зацепин, слова лучших песен которого написаны Дербеневым, был из тех, кто умел и предпочитал работать иначе. Он сначала сочинял мелодию и отдавал её поэту. Спор о том, «как правильней», и что должно писаться сначала - слова или музыка, не прекращается в музыкальных кругах по сей день, он вечен и не имеет смысла, каждый работает так, как ему удобней. Опыт двух легендарных советских авторов это подтверждает.

Леонид Петрович остался в истории советской песенной культуры как большой мастер в сочинительстве не просто текстов, а именно стихов на музыкальный материал. По этому принципу он работал не только с Зацепиным, но и с другими соавторами, его перу принадлежат тексты русских версий песен на зарубежные мелодии, которые полюбились у нас и давно воспринимаются как свои.

В «Чародеях» получилось наоборот, сначала Дербенев написал тексты, а Крылатов положил их на музыку. Для этого фильма авторы создали с десяток песен, многие из них стали популярны и вне контекста фильма: «Снежинка», «Ведьма-река», «Главное, чтобы костюмчик сидел» и другие хиты из картины продолжают звучать до сих пор, обросли множеством кавер-версий.

Песня «Три белых коня» остается одной из самых любимых. Судя по воспоминаниям композитора, сам он не слишком высоко оценивал своё творение, считая, что успехом песня больше обязана Дербеневу:

«Три белых коня» я вынужден любить, раз все её любят. А это были просто куплеты для актёров. Там очень смешные, хорошие слова, но какая она есть, такая есть. Там главное — слова. Вот так мнения композитора и народа иногда расходятся. И кто здесь прав — непонятно»,

- говорил Евгений Крылатов.

Песня ушла в народ, исполняется в компаниях, на застольях и вечеринках. Количество интерпретаций и кавер-версий огромно, песня звучала из уст музыкантов самых разных поколений, фактуры и мировоззрения.

Из советской эпохи известна версия оперного и эстрадного певца Сергея Захарова, представленная на советском телевидении в 1987 году на авторском концерте композитора Крылатова.

В Новом веке номер «Три белых коня» традиционно звучал в праздничном эфире, исполнялся на вокальных шоу и конкурсах. В новый год 2005-2006 в фильме «Первый скорый» её исполняли «Иванушки».

В программе «Живой звук», концепция которой строилась на принципах караоке, хит Крылатова и Дербенева выпал экс-солистке «Миража» Наталье Гулькиной.

«Мне выпала эта песня, но я должна сказать, что я очень обрадовалась, потому что я безумно люблю этот фильм именно тех далёких 80-х. Я всегда, конечно, мечтала её спеть где-нибудь. Только какие-то искренние чувства она вызывает, эта песня» -

так певица отозвалась об этой композиции в интервью.

Песню, которая изначально воспринималась как «детская», знает и поёт и нынешнее подрастающее поколение. С ней на «Слепых прослушиваниях» выступила одна из участниц 9-го сезона «Голос. Дети».

Новое звучание «Трем белым коням» дали и представители полярной от оригинала музыкальной ниши - рок-андеграунда. Ещё в середине 90-х годов мотивы этой песни интерпретировали «Соломенные еноты», ключевой коллектив местечковой музыкальной сцены именуемой «московским формейшном». Из классического новогоднего детского хита Борис Усов сделал композицию «Три белых кота», написал новый текст, сохранив некоторые образы и строки оригинала.

Широко известная в узких кругах московская рок-группа «Оргия праведников» поздравила своих поклонников с новым 2014 годом кавер-версий этой песни. За неоднозначным названием скрывается самобытный, достаточно интересный в музыкальном плане коллектив. Лидера и вокалиста группы зовут Сергей Калугин. Задорная детская песня зазвучала в его исполнении атмосферно и лирично.

Судьба новогодних хитов такова, что каждый год к ним обращаются новые и новые артисты. Так самая свежая версия исполнения песни вышла в свет буквально за несколько дней до нынешнего Нового года. На «Авторадио» её перепела представительница современного поколения «модных» поп-артистов, исполнительница нашумевшего хита «Солнце Монако» Люся Чеботина.

Меняется мода, в том числе музыкальная, меняются стили и направления в искусстве, но бесхитростные детские песни остаются в памяти и на сцене, являются объектом интерпретаций. Это свидетельствует о том, что они продолжают быть интересными и вызывать эмоции, а это и есть главное назначение искусства.

Материал написан исключительно в развлекательных целях на базе информации из открытых источников.

Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад Вашим лайкам и подпискам на канал, слушайте хорошие песни и помните, что все разговоры о музыке всегда субъективны.

Поздравляю подписчиков моего канала с новым, 2023-м годом!