Найти в Дзене
Работа, учёба и отдых

Использование нечётких отношений для выбора конкурентоспособного товара

В материале приводится пример одного применения теории нечётких отношений, используемых для выбора конкурентоспособного товара.

В результате изучения материалов текущей лекции предполагается, что Обучающийся научится в математическом пакете Mathcad выявлять конкурентоспособную виброзащитную технологию с использованием нечётких отношений.

Также Обучающийся получит навыки расчёта виброзащитной системы путём сведения к минимуму или допустимому пределу уровня вибрации и вибронапряжённости в машинах, конструкциях или приборах.

Анализ ряда виброзащитных технологий для выявления наиболее конкурентоспособной показал, что для решения задачи выбора рациональной виброзащитной технологии необходимо учитывать 4 следующие альтернативы: эти альтернативы обозначим через а1, а2, а3 и а4:

Описание альтернатив
Описание альтернатив

Далее рассмотрим критерии оценки перечисленных ранее альтернатив.

Далее представим обозначение и единицу измерения для каждого критерия.

К таковым критериям относятся:

F 1 – собственная частота колебаний виброзащитной технологии (f, Гц);

F 2 – долговечность элемента (Т, лет);

F 3 – габаритный размер (h, метр);

F 4 – коэффициент передачи на резонансе (Tz, безразмерная единица);

F 5 – устойчивость к механическим повреждениям (шкала экспертных оценок);

F 6 – стоимость (тыс. руб.);

F 7 – шумоизоляция (дБ);

F 8 – патентная чистота (условные единицы измерения).

На основе функций принадлежности четырех альтернатив по восьми критериям определены их конкретные значения, которые представляют собой следующие нечёткие множества:

Нечёткие множества, соответствующие критериям
Нечёткие множества, соответствующие критериям

По этим нечётким множествам составлены следующие матрицы бинарных нечётких отношений предпочтения R1, ..., R8:

Матрицы бинарных нечётких отношений предпочтений
Матрицы бинарных нечётких отношений предпочтений

Решение в пакете Mathcad задачи выбора рациональной виброзащитной технологии.

После получения нечётких отношений в матричном виде, можно приступить к решению задачи в математическом пакете Mathcad.

Задачу выбора рациональной виброзащитной технологии осуществим в несколько этапов.

На первом этапе построим бинарное нечёткое отношение R, которое определяется путём пересечения бинарных нечётких отношений.

Первый этап: получение R (начало)
Первый этап: получение R (начало)
Первый этап: получение R (продолжение)
Первый этап: получение R (продолжение)
Первый этап: получение R (продолжение)
Первый этап: получение R (продолжение)

На втором этапе находим подмножество недоминирующих альтернатив,

Для этого вводим команды, представленные ниже.

Второй этап
Второй этап

В результате образуется множество Q1.

На третьем этапе строим бинарное нечёткое отношение Qq:

Третий этап:  получение Qq (начало)
Третий этап: получение Qq (начало)

при этом коэффициенты wk относительной важности критериев имеют значения, перечень которых показан в центральной части рисунка выше.

Для определения бинарного нечёткого отношения Qq в Mathcad введём следующую последовательность команд:

Третий этап: получение Qq (продолжение)
Третий этап: получение Qq (продолжение)
Третий этап: получение Qq (продолжение)
Третий этап: получение Qq (продолжение)
Третий этап: получение Qq (продолжение)
Третий этап: получение Qq (продолжение)

На четвертом этапе находим подмножество недоминирующих альтернатив множества, для этого в математическом пакете Mathcad введем последовательность команд, показанную ниже:

Четвёртый этап
Четвёртый этап

В результате получим множество Q2.

Наконец, на пятом этапе получаем результирующее множество недоминирующих альтернатив, которое представляет собой пересечение множеств, получившихся на втором и четвертом этапах соответственно, т. е. пересечение Q1 и Q2:

Пятый этап
Пятый этап

Таким образом, результирующее множество представляет собой множество Q1Q2 , следовательно, конкурентоспособным следует считать выбор альтернативы a1, поскольку a1 имеет максимальную степень недоминируемости.

В качестве Упражнения попробуйте самостоятельно составить задачу, которая решается разобранным в лекции способом.