Найти тему
Ксения Рудакова

Эссе: Слово как источник счастья

Это эссе я написала ещё осенью 2018 года, очарованная поступлением в издательский колледж, только недавно сдавшая ЕГЭ по литературе на 94 балла и мечтающая создать спрос на российскую литературу как в эпоху Серебряного века.

Все начинается с любви…
Твердят:
«Вначале
Было
Слово…»
А я провозглашаю снова:
Все начинается
С любви!..
Роберт Рождественский

Самое важное, чему учится каждый ребёнок — это говорить и ходить. Взрослея, мы уже стараемся правильно складывать слова в предложения, а шаги — в походку. Эта система знакома всем людям: жившим в прошлых столетиях и будущим жить после нас.

С помощью слов мы можем поделиться своими чувствами, эмоциями, своим видением мира, своими мыслями и знаниями. Ведь сначала было ощущение, впечатление, которым наши предки захотели поделиться. Правильное созвучие звуков приоткрывает нам реальность собеседника хоть на миг.

Если говорить про мой родной язык, то в русском языке не только каждое слово, но и каждая буква несёт свой глубокий смысл. Так, в фразе: «Слово — это источник счастья» — мы понимаем ответ на вопрос о возможностях «слова». «Счастье» включает в себя возможность «стать частью» чего-либо или кого-либо…

Так, разговор между людьми становится обменом не только информацией, но и целым миром собеседника. В этот же момент говорящий облекает окружающие его явления природы и жизни, по сути, ментальное, в понятные обоим слова, то есть сам становится «частью» происходящего.

Информационный поток растёт, и каждое новое явление получает своё описание. Самым главным источником слова являлась и является книга. Она бывает разной, для разных кругов и функций, но книга — это некий портал между людьми, причём даже из разных поколений.

Для меня, огромную ценность имеет пласт русской художественной литературы. Я понимаю, что всю мудрость эпохи впитывают в себя эпопеи, романы, повести, рассказы… Литература — это мостик «нового» человека в «старое» время. И это удивительно!

Писатели и поэты знали мир иначе, ведь та эпоха отличается от нашей. Они писали о своих современниках произведения, сохраняли тот пейзаж, портреты, речь, ценности… Литературная классика — это удивительная и уму не постижимая возможность «путешествия во времени». Слово не выцветет, как фотография, не устареет, как формат видеоролика… Нет и лучшей возможности сохранять целые пласты исторических эпох, кроме как в книгах.

Читая роман-эпопею «Война и мир» Льва Николаевича Толстого, читатель оказывается внутри интереснейшего века. Целого века. И перед глазами восстают балы и салоны, война и мир, Петербург и Москва, русский народ и русские ценности… Эта книга даёт нам возможность оказаться прямиком в девятнадцатом веке и узнать большинство информации «не понаслышке». Слово Толстого объединяет будущее (нас) и настоящее (для писателя) в одно целое, в котором каждый читатель может ощущаться «частью».

История в литературе увлекательна. Все события становятся ближе, ведь о них говорят не в третьем лице, история проходит постепенно через судьбы героев. И именно слова, подобранные тем же Львом Николаевичем, открывают нам речь, быт, ощущения и эмоции России девятнадцатого века. Например, обилие непереведенных французских диалогов лишь подчёркивает образованность светского общества, которое мало того, что говорило на этом языке в высоких кругах, так ещё и могло читать книги с использованием иностранного языка.

Серебряный двадцатый век русской литературы — это лирическое богатство нашей истории. Читая поэтов революционных годов, мы совершенно точно чувствуем тревожность их слова. Здесь нет конкретных примеров, здесь есть атмосфера «космического вихря революции» (А. Блок), сотканная из слов. Современники были под таким впечатлением, что привычных слов уже не хватало. Так появились футуристы. «Поэты будущего» вводили новые слова, смешивая старые, чтобы точнее передать свои чувства. Так появились яркие и смысловые неологизмы: «больщевик», «лётчик», «опожаренный», «обезумлюсь»... Особенно яркие слова рождались в лирике Владимира Владимировича Маяковского и Велимира Хлебникова. Сначала эти поэты чувствовали, а после появлялось ёмкое слово, другое которому не противопоставить. Лучше не опишешь «опожаренный» песок («Лиличка» В. Маяковский). Это не просто «горячий» песок. Это уничтожающее всё вокруг себя, словно пожар, место, которое даст покой «уставшему слону».

У слова большая история. Слово учит, слово помнит, слово помогает. А мы, люди, служим этому дару. И каждый вклад в его судьбу имеет ценность.

Наши потомки не увидят улиц, не услышат наших «новостей» своими глазами и ушами, но они смогут прочитать об этом, подключая все свои фантазии, связывая их с эпитетами и метафорами. Поэтому обращаться к книгам нужно. Литература помогает читателю почувствовать себя «частью» истории человечества. Это потрясающе!

Человек, который постоянно совершенствует свою речь за счёт обращения к новым словам и их значениям, чувствует мир тоньше и разнообразнее. Реальность становится понятнее, а жизненные испытания встречаются в судьбах и других людей и героев. Значит слово делает нас и неодинокими. Быть грамотным значит быть счастливым!