Останется ли в современном мире место для печатной книги, или его займёт электронная? Необходимо наблюдать за деятельностью издательств. Ведь помимо роста популярности гаджетов, полиграфии остро касается вопрос экологичности отрасли.
1. Тема экологии и защиты окружающей среды стала популярной и актуальной.
По результатам опроса Левада-центра* (иноагент) и РБК в декабре 2019 года в России 48% населения считает загрязнение окружающей среды глобальной угрозой человечеству в XXI веке.
В 2022 году сеть пиццерий «Додо» провела опрос и выяснила, что 88% россиян считают глобальное потепление реальной угрозой миру.
2. Покупатели чаще обращают внимание на ценности организации и упаковку. Таким образом, экологичный бизнес и продукция в приоритете на рынке.
94,5% покупателей готовы платить экоориентированному бизнесу более высокую цену, 38,5% из них согласны переплачивать до 30% за экологичный товар. Об этом говорит исследование 2018 года «Экологического союза» и экобюро Greens.
3. Уровень развития полиграфической отрасли в России не отвечает 5 (из 17) Целям Устойчивого Развития.
Загрязнение воды и воздуха в процессе печати не контролируется должным образом, так как в России специалистов в области экологии на производстве мало, поэтому вопросами природоохраны занимаются поверхностно.
Также целлюлозно-бумажная и полиграфическая отрасли на 4-м месте по энергопотреблению, уступая лишь химической, угле- и нефтепромышленности, чёрной металлургии.
В производстве редко используются продукты переработки. Обычно состав бумаги — 100% целлюлоза вместо макулатуры, также остаются тонны обрезанных неиспользуемых полей бумаги.
Нарушается экосистема суши, а именно лес. В среднем, один тираж 5000 экземпляров книг весом 300 гр = 17 деревьев.
4. Появляются блогеры и социальные инициативы, которые могут подпортить "репутацию".
В Интернете появляются эксперты-популяризаторы экологии, чья деятельность мотивирует некоторую потребительскую революцию, например, в отрасли косметики. За последние годы потребители отдают предпочтение этичной и натуральной косметике вопреки рекламе популярных брендов.
Экологичная печать начинает развиваться в некоторых издательствах (Clever Media Group, Бомбора, Зелёная Книга), но существует в отрыве от массового производства и потребления.