Найти в Дзене
Михаил Холодковский

Фильмы, которых нет в Интернете. №1. Забытый сценарий Сальвадора Дали

"Грум настойчиво стучит в дверь номера в отеле, из-за которой доносятся беспорядочный шум и громкий смех. В дверях появляется полураздетая красивая женщина. Грум должен передать письмо в собственные руки Бабауо. Дверь захлопывается. Шум и смех продолжаются. На секунду дверь распахивается и в коридор выбегает обезглавленная курица. Она мечется, оставляя на паркете кровавые следы, и подыхает в конвульсиях в луже крови. Появляется Бабауо, отряхивая с брюк и волос солому. Он читает письмо: «Совершенно одна в замке Португаль три дня, я больше не могу. На помощь. Твоя обожаемая Матильда Ибаньес».
Бабауо спешно покидает отель. Когда он проходит через нижний холл, в пролет лестницы с третьего этажа падает пианино и с грохотом разбивается о мраморный пол. Бабауо встречается на улице со знакомым и беседует с ним. Улицу захлестывает водяной вал. Вода песет трупы животных - ослов, коров, лошадей. Друзья расстаются. Бабауо выбирается на совершенно сухую улицу и попадает в гущу медленно едущих с завязанными глазами велосипедистов. Перед входом в метро он приветствует женщину в рубашке, которая колет дрова. На перроне метро оркестр исполняет увертюру к опере «Тангейзер». Бросающиеся к вагонам пассажиры чуть не сбивают музыкантов с ног. Среди пассажиров совершенно голая женщина. Выйдя из метро, Бабауо садится в такси. За городом шофер выходит из машины, надевает шляпу с индийскими перьями (фильм становится цветным) и лезет на сосну. Бабауо сам садится за руль, Он смотрит на часы - они мягкие (фильм становится черно-белым).

-2

У входа в замок Португаль стоят две симметричные скульптуры куриц с отрубленными головами. В замке Матильда бросается в объятия Бабауо. Он входит в комнату и видит накрытый простыней огромный труп. Собираются друзья Матильды, приезжает ее мать. Мать хочет «еще раз взглянуть на него». Матильда подмигивает Бабауо и дает ему понять, что будет над чем посмеяться. Мать плачет. Матильда и молодой человек хватают труп за голову и за ноги, раскачивают его, бросают на старую женщину. Двое гостей вновь подхватывают труп и бросают его другим гостям. Все приходят в страшное возбуждение. Воспользовавшись суматохой, Матильда и Бабауо садятся в машину и поспешно уезжают из замка Португаль.
Машина проезжает рядом с огромным автобусом, наполненным водой. Сидящие в нем маленькие безногие калеки-японцы с чувством поют слова модного танго. Машина въезжает в лес. Матильда кидается на Бабауо и зверски вонзает зубы ему в загривок. Машина налетает по дерево. Бабауо вылезает из обломков машины. Он ослеп. Ищет Матильду. Нащупывает ее ботинок, отлетевший в сторону при аварии. Он гладит ботинок под музыку танго «Возрождение». Подвигаясь дальше, принимает шину за ногу Матильды, подушку сиденья машины за ее живот. Волосы, вылезшие из подушки, он принимает за ее голову. Среди волос оказываются несколько пылающих углей. Страстно шепча имя Матильды, Бабауо приближается губами к углям: «Ты жива, я ощущаю теплоту твоей жизни». Оп страстно обнимает подушку, которая воспламеняется. Страшно обжегшись, он отбрасывает пылающую подушку с криком: «Дерьмо!».
Эпилог: После операции опытных хирургов Бабауо вновь обретает зрение. Он живет в деревне среди рыбаков и занимается живописью. Бабауо заходит в дом старой женщины, где хранятся его краски. Ее сын чинит сети. Сын встает, берет колесо и начинает его крутить. Оно воспламеняется. Пламя охватывает всю улицу. Сын рыбачки бросает колесо. Огонь утихает. Он садится чинить сети. Бабауо завязывает себе глаза, садится на велосипед и уезжает. На улице оркестр играет танго «Возрождение». Бабауо въезжает в пустынный фруктовый сад и срывает с глаз повязку. Он рыдает. Подъезжает к автомобилю, стоящему на обочине. Находящиеся в машине стреляют в него из митральезы. Бабауо падает мертвым."

-3

Это - краткое изложение сценария Сальвадора Дали "Бабауо" (1932), опубликованное в книге И.С.Куликовой "Сюрреализм в искусстве" (М., 1970).

Сценарий в свое время снят не был, но можно себе примерно представить, каков был бы фильм, если вспомнить другие киноработы Дали...

"Андалузский пес" (1929)
"Андалузский пес" (1929)

"Золотой век" (1930)
"Золотой век" (1930)

Эпизод сна в фильме А.Хичкока "Завороженный" (1945)

Мультфильм "Судьба", снятый на студии Диснея в 1945 году, считался утраченным, но был найден и восстановлен в 2003 году.

-6

В 1978 году Дали издал книгу "Бабауо. Краткий обзор критической истории кино, написанный и проиллюстрированный Дали", для которой нарисовал эскизы к сценарию (см. также выше).

-7

"Бабауо" был все-таки снят спустя 68(!) лет на родине Дали, в Испании, режиссером Мануэлем Куссо-Феррером (через 11 лет после ухода гения).

Мне довелось посмотреть его на Московском кинофестивале. Не шедевр, конечно, но для фанатов Дали, для синефилов, и вообще для неравнодушных зрителей интерес представляет бесспорный. Надеюсь, кто-нить разыщет его в испанских сетях, переведет и выложит для публики...

Babaouo (2000) - IMDb