После смерти Петра 1 пышное празднование наступления Нового года продолжилось, а вот про ёлки довольно быстро забыли. Карнавалы, застолья, фейерверки, зимние забавы проходили довольно долго без хвойного оформления.
Первое упоминание об украшенной ёлке в доме встречается в 1600 году, в провинции Эльзас (тогда часть священной Римской империи германской нации). Ель для немцев была, как берёза для русских священным деревом. Путешественники в Эльзасе любовались украшенными бумажными розами, фруктами и сладостями деревьями и ветками в домах местных жителей. Приписывают этот обычай Мартину Лютеру, который так залюбовался звёздами над елями в лесу, что решил взять маленькую ёлочку домой, украсив верхушку звездой в память о Вифлеемской. Традиция стало Рождественской. Украшенные деревья или ветки чаще всего подвязывали к потолку, бывало, что вверх ногами.
Пётр 1 первым ввёл ёлку, и прочие хвойники в новогодний обычай, правда речь шла об уличных украшениях. Общество, которое, к слову сказать, вначале на встречу нового года практически загоняли палками, праздничного энтузиазма и вкусов царя не разделило. В русской традиции ельник – место мрачное, где обитают колдуны и лешие. Ель не сажали рядом с домом, считалось, что она выживает мужчин. Да и роль в погребальных обрядах – еловыми ветками, иглами вперёд, устилали дорогу на кладбище, чтоб усопший нашёл туда дорогу и чтоб не вернулся обратно. Немудрено, что после смерти императора этот аксессуар праздника канул в лету.
Ёлки устанавливали только на крышах кабаков или рядом и они попали в связку с пьянством. Однако, корни дерево, с лёгкой руки Петра, пустило. Их использовали как зимнее украшение в городах без связи с новым годом. Например, для обозначения границ перевозов или катальных горок.
Изменил судьбу новогоднеё праздничной ёлки 19 век. В Петербурге, где жило много немцев, деревца украшали в немецких слободах и раньше, но это был чужой обычай. С 1817 года Александра Федоровна (жена Николая 1) ставит ёлку во внутренних покоях для узкого круга лиц, а в 1828, уже будучи императрицей – в Аничковом дворце. Праздник, украшенный хвойными деревцами с золотыми орехами и конфетами, под которыми лежали милые подарочки, привел всех приглашенных детей в восторг.
На следующий год уже многие представители высшего света захотели такого праздника у себя дома, непременно с приглашением гостей. Традиция украшать ёлку сначала распространилась среди знати, а со временем пошла и в народ.
В 1839 вышел в свет русский перевод "Щелкунчика" Гофмана, с картинками, что добавило популярности. Журналисты популяризировали традицию подготовки к празднику и украшение новогодних красавиц, наконец, торговля подключилась, и не только ёлочными базарами. За большие деньги продавали ёлки "под ключ", украшенные игрушками, конфетами, пряниками, и они разлетались как горячие пирожки. Обычай становится настолько популярным, что над ним иронизируют: "…все помешаны на ёлках…Начиная от бедной комнаты чиновника и до великолепного салона везде…блестят, горят и мерцают ёлки…Что и за праздник, коли не было ёлки?"
Уже и само торжество начинают называть "ёлка": "пойдём на ёлку", "пригласили на ёлку"... Помещики, державшиеся дольше всех, на усадебные ёлки, бывало, приглашали даже детей крепостных. Первый публичный праздник прошёл в 1852 на Екатерингофском вокзале. В Москве Благородное собрание устраивало ежегодный праздник. По всей стране прокатился практически культ ёлок. Во всех домах, школах старались порадовать детей. Не отставали и взрослые, по сути большие дети. В моду вошли балы-маскарады, на которых все действо развивалось вокруг лесной красавицы. Она уже никому не казалась мрачной...
Чем украшали ёлку во времена империи? Большинство украшений было связано с сюжетами библейскими. Колокольчики (ангельские голоса), фрукты (райская пища), бусы (атрибут святости), орехи (символ мудрости), сладости – пряники и конфеты. Игрушки делали сами – вырезали из картона снежинки, ангелочков, фигурки животных. Стеклянные игрушки, появившиеся в Германии в 1848 (стимулом стал неурожай яблок и орехов), постепенно оказались и в России, но были очень дороги. И свечи, как символ души. Поначалу на всех ёлках страны крепились настоящие свечи, это было очень красиво, но не менее пожароопасно. Электрические гирлянды вошли в моду в конце века, первая в 1882 украсила ёлку в Царскосельском манеже. Но стоили так же дорого, как стеклянные украшени, основная масса по-прежнему использовала картонные игрушки и настоящие свечи.
Ёлка ставилась к Рождеству, но праздники продолжались до Нового года и даже дальше, до Крещения.
Салат, само собой, "Изумрудная Ёлка". Этот салат, снова с нюансами, делаю давно под прозаическим названием "С курицей и киви". Если не хотите заморачиваться с оформлением, киви просто идет предпоследним слоем.
Куриная грудка отварная 300 гр (мне больше нравится копчёная), нарезать небольшими кубиками.
Яблоко кисло-сладкое 2 шт, очистить, натереть на крупной тёрке
Яйцо куриное 3 шт отварить в крутую, натереть на крупной тёрке
Морковь 1 шт (100гр) отварить, натереть на крупной тёрке (гораздо вкуснее с морковью по-корейски, порезать покороче)
Сыр твердый 100 гр натереть на крупной тёрке
Киви 3 шт, очистить, порезать тонкими полуокружностями
Майонез, лучше сделать самим (150 мл растительного масла, лучше дезодорированноно, 1 яйцо, 0.5 ч.лож соли, 1 ч.лож сахара, 1 ч.лож. порошка горчицы, 2 ч.лож лимонного сока взбить блендером до загустения, и золотой ключик у вас в кармане)
Зелень петрушки и укропа для украшения по краям
Клюква/брусника, и/или вареная морковь и свекла, и/или болгарский перец, и/или все, что придет вам в голову для украшения.
На блюде рисуем майонезом контур ёлки, накладываем майонезную сеточку (майонез всегда без фанатизма), дальше выкладываем по контуру слоями, нанося на каждый майонезную сетку: Курица Яблоки Яйцо Морковь Сыр Покрываем дольками киви, украшаем тем, чем вы решили сверху и веточками зелени по краям.
Приятного аппетита!