В Беларуси есть Закон «О борьбе с коррупцией». В нём записано, что коррупция – это умышленное использование ГОСУДАРСТВЕННЫМ (выд. – авт.) должностным или приравненным к нему лицом своего служебного положения сопряжённое с получением имущества или иной выгоды для себя или третьих лиц. Так вот, коррупция – это деяние, в основе которого лежит неправда, то есть, ложь! Сам Закон «О борьбе с коррупцией» начинается с неправды, то есть, со лжи. Дело в том, что деяния НЕ ТОЛЬКО ГОСУДАРСТВЕННЫХ должностных лица, но и ещё многих-многих иных лиц могут подпадать под понятие «коррупция». А потому, что нет чёткого, внятного и, главное, однозначного определения – что же такое коррупция. Написаны сотни научных и околонаучных трудов на сотнях килотонн бумаги, но чем больше погружаешься в эту тему, тем сильнее крепнет убеждение, что определения коррупции, в виде абстрактной истины, НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Причём такого, которое имело бы универсальное правоприменение, имеющее юридически значимые последствия.
Это как про дерево. Вроде бы понятно, что дерево – это многолетнее растение с твёрдым стволом и отходящими от него ветвями. Зная, что такое дерево, само дерево Вы никогда не видели. Вы видели ель, берёзу, яблоню и много чего ещё, но само ДЕРЕВО – НИКОГДА! Так и с коррупцией. Вы видите, что некое лицо совершает некие «телодвижения» в удобном для этих телодвижений пространстве для построения личного благополучия. А что, «построение личного благополучия» запрещено? Нет! Значит разрешено? Да, разрешено, но… В ПРЕДЕЛАХ УСТАНОВЛЕННЫХ ЗАКОНОМ ОГРАНИЧЕНИЙ! Вот тут-то и возникает непреодолимое препятствие на пути борьбы с коррупцией и её полного уничтожения. Коррупция, как Гидра: только отрубили одну голову (то есть, установили «ограничения» по конкретному деянию, для конкретных лиц), а уже выросла другая, требующая введения новых «ограничений». И так до бесконечности. Вводя всё новые и новые ограничения на то, что не запрещено, можно ПЫТАТЬСЯ КОНТРОЛИРОВАТЬ коррупцию, но искоренить её невозможно.
Любая разновидность коррупции в своей основе имеет три основные пагубные страсти: сребролюбие, славолюбие и сластолюбие. А это означает, что до той поры, пока в сознании человека присутствуют элементы сознания обезьяны, он останется подверженным этим страстям. Даже покинув мир, оставшись наедине с самим собой, не имея ни сил, ни возможностей, ни соблазнов, - одна мысль: «Я свободен!» - мгновенно низвергнет «праведника» в бездну гордыни!
Вы спросите, к чему эти заумные переполнения вербальными орнаментами жировой субстанции, занимающей некую часть объёма черепа? А это рефлексия на заявление генерального прокурора Андрея Шведа, что в Беларуси планирую утвердить «стратегию борьбы с коррупцией». Как сказал А. Швед, стратегия ставит своей целью системное противодействие коррупции путем выявления и устранения ее базовых причин и условий. Этому будет способствовать осуществление мероприятий по формированию общей платформы взаимодействия граждан, общественных организаций, государства, его органов и должностных лиц. Очень много скомпонованных в одну цепочку слов. А в чём законченный смысл? Вы поняли? Поняли настолько, что способны объяснить это другим людям своими словами?
«Но основной упор мы сделали на то, чтобы максимально вовлечь общественность в работу по борьбе с коррупцией, в первую очередь трудовые коллективы», - сказал А. Швед. Это, вообще, про что? Про «преступление недонесения»? Или про растление граждан пороком зависти? Или для того, чтобы выпустить весь пар в свисток? Коррупцию уничтожить возможно, только уничтожив человечество. Даже новая реальность по Швабу здесь не сработает. Поэтому, если существует какой-то процесс, который остановить нельзя, то нужно принимать меры для того, чтобы сделать этот процесс управляемым.
Во время обсуждения проекта обновленной Конституции Республики Беларусь было предложено дополнить Статью 44 следующим: «Лица, нарушившие баланс между доходами и расходами, утрачивают презумпцию невиновности. Всё, приобретённое физическими или юридическими лицами незаконно, обращается в доход государства». Коротко и ясно! Но такой юридической нормы на просторах бывшего СССР Вы не найдёте. А про то, что «утрачивают презумпцию невиновности», вообще нигде. Впрочем, это моё не экспертное оценочное суждение. Так что, будем выстраивать «системное противодействие» и вовлекать «трудовые коллективы».