Считаете, что учеба не должна быть оторвана от реальной жизни? Предлагаем познакомиться с проектным обучением.
Почему классическое образование не готовит к жизни
Все мы привыкли к тому, что процесс получения знаний происходит так: есть учащиеся, есть преподаватель, который объясняет теорию. Ученики слушают, выполняют задания, отвечают на вопросы учителя по пройденной теме.
Некоторые учителя разнообразили процесс. Школьникам дают тему для изучения, конспект они составляют сами, на уроке происходит обсуждение полученной информации. Это более прогрессивный способ обучения.
Однако и у первого, и у второго способов есть недостаток - нет или мало практики. Знания наиболее ценны, когда они применимы к реальной жизни. Ведь мы же не хотим, чтобы ребенок был вечным студентом и учился ради учёбы. Мы хотим, чтобы полученные знания сделали освоение окружающего мира проще. Но без практики настоящих знаний не получить. Мы каждый день сталкиваемся с различными проблемами, получаем опыт, решая их или не решая. Ведь неудачный опыт - тоже опыт. Именно поэтому, делать ошибки не страшно, а необходимо. Поиск новых решений - это развитие. А уж если ребенок пришел к нужному результату, то этого не забудет.
Вспомните, как ваши учителя реагировали на ошибки, когда вы сами учились в школе. А как реагируют на ошибки вашего ребенка? Говорят ли они: "Молодец, ты старался, но пока не достиг результата. Попробуй ещё раз другим способом". Если да, то это здорово. Но скорее всего все не так радужно. Иначе, мы не боялись бы совершить оплошность.
Ответьте честно, много ли вы сами помните из школьной программы? И где в жизни вам пригодилось изученное? К сожалению, часто школьные науки и реальная жизнь существуют отдельно. Зато, выйдя из учебного заведения, бывший ученик методом проб и ошибок начинает решать реальные проблемы и добывать реальные знания. Это может вызвать затруднения.
Наша цель, чтобы ребенок до взрослой жизни научился через практику получать знания и добился успеха в жизни. Как раз для этого используется проектное обучение.
Понятие проектного обучения и его назначение
Проектное обучение или проблемное обучение - это получение знаний и навыков через решение задач. Метод учит детей задавать правильные вопросы, искать наилучшие пути решения проблемы, пользоваться всевозможными источниками информации, сотрудничать с другими участниками группы, презентовать результат решения задачи. Не предполагается единственно верного пути решения. Главное - результат.
Как это реализуется в группе учащихся: педагог ставит проблему, делит детей на подгруппы, подсказывает, где можно поискать информацию. В данном случае, учитель лишь находится рядом, направляет.
Пример задачи: нужно открыть магазин. Это непростая задача. Даже некоторые взрослые туманно представляют себе работу магазина, а уж тем более школьник. Для того, чтобы выполнить задание учащиеся должны будут:
● Составить план действий, где первым пунктом стоит изучение открытия и работы настоящей торговой точки.
● Распределить обязанности между участниками.
● Узнать, что такое бизнес - план, аренда, налоги.
● Составить дизайн-проект помещения.
● Определиться с категориями товаров, где их закупают и как формируется розничная цена.
● Узнать, какая реклама подойдёт для продвижения магазина, на кого она будет рассчитана.
● Презентовать готовый проект магазина.
Конечно же это работа не на один день. Дети получат бесценный опыт и глобальные знания. Разница между проектом, который они создадут сами и прочтением об этом в учебнике, существенная. Подумайте, в каком случае вы научитесь кататься на велосипеде:
- Прочитаете и посмотрите как это делается.
- Попробуете сами.
Ответ очевиден - только методом проб и ошибок можно освоить езду на велосипеде на всю жизнь.
Проектное обучение в педагогике - понятие не новое. В традиционных школах проекты используют, как метод диагностики знаний. Например, класс прошел раздел учебника. В конце есть задание - сделать и презентовать проект на выбранную тему. Результат работы презентуется в виде плаката, диорамы, модели. Да и знания преподносятся классически: я-сообщения учителя, самостоятельное изучение заданных материалов, с помощью наглядных пособий и т.д.
А вот как способ обучения, проекты задействуют единицы. А зря. Проблемный метод способствует развитию критического мышления, навыков самообразования, органичной работе в команде, где каждый участник зависит друг от друга и понимает, что без его вклада проект может не прийти к завершению. Дети учатся осмысленно применять свои знания для преодоления трудностей.
На что ещё направлено проектное обучение в школе?
● Это хорошая подготовка к взрослой жизни.
● Развивает творческий потенциал.
● Способствует развитию коммуникативных навыков и сотрудничества.
● Стимулирует преодолевать стеснительность и проявлять инициативу.
● Показывает, кто лидер, а кто добросовестный исполнитель.
● Поощряется нестандартное мышление.
● Умение достигать компромисса ради общего дела.
● Способность доказать свое мнение.
● Способность адекватно оценить свою работу - стимуляция критического мышления.
● Анализ проделанной работы: что было удачно, а что не привело к нужному результату.
Проектное обучение в семье
Получение знаний и опыта через решение задач - универсальный метод. Его можно применять как в обычных классах, так и на дистанционном обучении. С этим все понятно. Но возможно ли применять этот метод в семейном обучении? Можно и даже нужно. Родителям, которые обучают детей самостоятельно, проектное обучение осуществить даже проще.
Во-первых, дети не ограничены стенами школы. А значит им приходится сталкиваться с реальными, а не выдуманными проблемами. Например, в одной семье мама сказала, что её сыновья достаточно взрослые, чтобы выбрать спортивную секцию или кружок самостоятельно. Поэтому им пришлось навести справки какие в их районе есть школы дополнительного образования. Затем они пошли туда, узнали условия приема, расписание, взяли бланк заявления для мамы. Каждый начал заниматься там, где хотел. Цель достигнута. Чем не реальный проект?
Для детей помладше можно обрисовать проблему попроще.
Во-вторых, на семейном обучении не нужно придерживаться школьного порядка изучения тем. А значит ребенок может уделить проекту столько времени, сколько необходимо.
Здесь есть один недостаток - нет группового взаимодействия. Но и это решаемо. Договоритесь с другими родителями, чьи дети, примерно такого же возраста, учатся дома. Даже если они будут из разных районов города, онлайн конференция поможет наладить общение.
Технология проектного обучения в семейном образовании будет схожа с тем, как это реализуется в школе.
1.Ставится проблема, которая интересна ребенку. Ведь цель проектного обучения - мотивировать и развить творческие способности.
2.Ребенок решает проблему и осваивает учебную информацию в своем темпе.
3.Теоретические знания, которыми обладает ученик должны быть универсальны - подойдут для решения любой задачи.
Структура постановки проблемы:
● Родитель, например мама, готовит список тем. Ученик выберет ту, что ему больше понравится. Допускается, если ребенок предложит свою тему.
● Если тема была глобальной, то делится на части, чтобы удобнее было выполнить.
● Если в семье обучаются несколько близких по возрасту детей, в проекте могут участвовать все. Тогда части темы распределяются между ними. Дети сами могут выбирать, кто какую проблему решит. Если ребенок один - он выполнит всю работу ступенчато.
● Родители заботятся о техническом и методическом оснащении. Компьютер, интернет, пособия, книги, инструменты - все, что пригодится для получения результата.
● Родители могут давать советы, направлять, мотивировать ученика. Делать за него запрещено!
● Ребенок может сам решить, как он презентует проект. Креативность приветствуется.
● После презентации нужно обсудить с хоумскулером: что у него получилось; с чем были сложности; понравился ли ему результат; как он оценивает свою работу; хотел бы какой-то этап проекта сделать по-другому. Это научит ребенка самоанализу, не занижать и не завышать результат своей работы.
Виды проектной деятельности
Проектное обучение в России можно классифицировать.
Творческие проекты - свободны по структуре. Цель: развить творческие способности ребенка. Надо сказать, что творческая составляющая будет присутствовать во всех видах проектов. Такие проекты интереснее выполнять коллективно с братьями, сестрами, друзьями или хотя бы родителями. Постановка проблемы не предполагает правильного или неправильного пути решения. Кроме того, по срокам такие проекты будут долгосрочными. Например, детям можно дать задание - организовать праздник к какой-то дате. Это непростое задание, ведь нужно будет узнать историю этого праздника, фольклорные особенности, разработать проект украшения дома, сделать элементы декора своими руками и украсить, придумать программу праздника, может быть даже написать сценарий. Представляете, насколько ценным будет такой проект! Это не только всестороннее развитие ребенка, но и укрепление внутрисемейных связей.
Исследовательские проекты - проблемы таких проектов приближены к реальности и имеют строгую последовательность выполнения. Исследовательские проекты могут проводиться как в рамках одного предмета, например, география, так и нескольких. Для младших почемучек можно ставить простые краткосрочные задачи, для деток постарше более объемные. Например, все дети встречались с крапивой. Почему она жжется? Такое исследование по окружающему миру могут провести ученики 1 класса.
А старшеклассники в рамках обществознания могут задуматься над проблемой: зачем нужно осуществлять избирательное право. По срокам проект может занять от одного до трёх дней. И подойдёт для индивидуальной работы.
Социальные проекты - преследуют цель принести пользу обществу. Польза социальных проектов огромна. Маленькие люди учатся обращать внимание на проблемы общества и разрабатывать пути решения таковых. Мы - взрослые должны воспитать их неравнодушными. Наверняка дети видят мусор в парке, лесу. Вот реальная проблема. Как они представляют её решение? Помощь родителей в реализации данной задачи будет необходима. Цель - показать, что каждый гражданин страны можете внести посильную лепту.
Классическое образование совместно с проектным образованием принесёт гораздо больше пользы для всестороннего развития ребенка. Решая проблему, школьники не просто изучают науки, а начинают видеть взаимосвязь между ними. Чего так не хватает в современном образовательном процессе? Например, изучая вопрос на уроке литературы: почему Пушкин участвовал в дуэли, учащийся логично перейдет к изучению исторической эпохи, в которой жил поэт. И вот уже литература и история идут рука об руку.
Применяя проектное обучение, видя результаты интеллектуальной и практической деятельности ребенка, не встаёт вопрос: для чего необходимо "мучиться" с проектами. Если правильно подойти к проблемному методу на семейном образовании, вместо мучений выходит увлекательный, творческий процесс, который сплотит всю семью.