– Я горячо поддерживаю идею Московского экономического форума. Мы должны это сделать. И всякие соображения о том, что нас не слышат – это мы должны отмести. Мы должны этими форумами, извините, докричаться, достучаться до своего народа.
После 2012 года российская экономика практически не развивается. ВВП на душу населения у нас меньше, чем в Португалии, Турции. Хотя обещали, помните, Португалию лет 15 тому назад перегнать на душу населения? ВВП на душу населения у нас меньше, чем в бывших соцстранах. И даже меньше, чем в странах Прибалтики – Литве, Эстонии. И это отставание будет увеличиваться. И это создает тяжелые проблемы в социальной жизни народа, и это же создает нам некие возможности. Потому что провалы, которые будут в ближайшие годы, заставят отказаться от нынешней команды, руководящей нашей экономикой.
Мы не все осознаем, что против нас – 150 миллионов человек вместе с Белоруссией – объявлена экономическая война со стороны Европы и Северной Америки. Это страны с одним миллиардом населения. Страны, где созданы новые технологии, которых мы сейчас лишаемся. У нас их нет, и будет их дефицит. И почти со всеми этими технологиями связаны все наши сборочные отверточные технологии.
Для сравнения: Вторая мировая война, в СССР вместе с союзниками у нас было 500 миллионов человек. Это Советский Союз, Соединенные Штаты, Великобритания, Канада. Это 500 миллионов человек, а против с Германией было 300 миллионов человек. Поэтому проблема устойчивости страны будет все время возрастать-возрастать, и будет тенденция к ней устойчивости, что и заставит, вообще говоря, по-моему, руководящие слои поменять свои взгляды.
Есть доля ВВП на развитие человека, а это здравоохранение, образование, наука и культура. Эти главные сферы. Доля ВВП в западных социальных государствах 20%, у нас 9%, в два раза меньше. И это в течение 30 лет.
Плюс к этому нелепые чиновничьи реформы оптимизации здравоохранения, образования и науки. Это все привело к тому, что у нас разрушено образование. Наше традиционное сильное российское, русское, советское образование. После 1990 года число научных работников сократилось в три раза и продолжает сокращаться. По их числу, приходящемся на душу населения, мы на 29 месте. И только 10% заканчивающих аспирантуру защищают диссертации. Наука делается профессорами и молодыми учеными, аспирантами и младшими научными сотрудниками, а не так называемыми «Сириусами», конференциями молодых ученых и так далее.
Из-за нелепых реформ и низкого финансирования здравоохранения у нас самая высокая смертность в Европе. Она выше, чем при советской власти. Выше. Мы ежегодно теряем, по сравнению с советской властью — относительно населения, — на 200 тысяч человек больше, и на 400 тысяч человек больше до ковида, чем в странах Западной Европы. И самое ужасное — у нас самый большой прирост смертности был в 2020 и 2021 годах. Самый большой — в два-три раза больше, чем в Европе.
Поэтому мы в очень тяжелом положении. Несмотря на колоссальный революционный научно-технологический рост в области медицины, который, кстати, и нас коснулся.
У нас смертность в трудоспособном возрасте — в три раза выше у мужчин и в два раза больше, чем у женщин. И мы на 119 месте среди 187 стран. На 119 месте! Этот рейтинг делается по 33 показателям разными агентствами, и, в частности, The Lancet, на который мы часто ссылались.
Доля ВВП на инвестиции в основной капитал у нас в полтора раза меньше, чем в Европе и США, уж я не говорю про Китай. И самое неприятное, что эффективность инвестиций в полтора раза меньше, чем в Европе. То есть на вложенный рубль мы в полтора раза меньше получаем, чем в странах Европы.
Это говорит о неэффективности нашего государства, руководителей государства, руководителей предприятия и неэффективности всего нашего народа, который теряет свой уровень. Это тоже важно иметь в виду.
Продолжение здесь
По материалам МЭФ Подробнее о сессии МЭФ здесь
Книга "Купола Кремля" здесь Книга "Три власти" здесь и здесь