Найти тему

Люди реки Тагт. Путешествие в край сосьвинских манси.

Оглавление

Возвращаясь из этой экспедиции, я смотрела в окно машины на проносящиеся мимо иномарки, логистические и торговые центры, дома-"человейники". Я заезжала в Екатеринбург на закате и думала, что именно сейчас в этот момент, за тысячу километров отсюда обитатели удаленных посёлков по берегам Северной Сосьвы проверяют свои сети и перемёты...

Странное чувство — теперь уже кажется каким-то нереальным, что ещё пару дней назад я жила в таёжной избе, а каждое утро начиналось с того, что помогала проверять снасти и доставать из подо льда налимов и щук. То что для меня стало незабываемым приключением, для манси — обыденность.

Это было снегоходное путешествие с Северного Урала в Западную Сибирь. От множества других моих экспедиций эту отличает то, что я впервые так близко познакомилась с манси. А теперь хочу поближе познакомить и Вас с этими интересными и удивительными людьми.

Свердловская область. Дорога от Ивделя до Бурмантово.
Свердловская область. Дорога от Ивделя до Бурмантово.

Старт экспедиции. Бурмантово.

Маршрут построен! Началось путешествие традиционно: сначала предстояло преодолеть около 500 километров по Серовскому тракту из Екатеринбурга на север Свердловской области на автомобилях с прицепами. В городе Ивдель съехали с федеральной трассы на полу асфальтированную, полу грунтовую дорогу и проехали ещё 80 километров до деревни Бурмантово.

Посёлок Бурмантово стоит на берегу реки Лозьва посреди уральской тайги.
Посёлок Бурмантово стоит на берегу реки Лозьва посреди уральской тайги.

От соседних таёжных посёлков Бурмантово отличает история возникновения. Большинство населённых пунктов в этих краях появились в советское время, как лагерные отделения ИвдельЛАГа. А Бурмантово ещё до революции основали старообрядцы, которые пришли сюда в поисках лучшей жизни из Чердынского Уезда Пермской Губернии.

Сегодня в деревне Бурмантово живёт всего три десятка человек.
Сегодня в деревне Бурмантово живёт всего три десятка человек.

Правда потом и лагерный пункт НКВД в Бурмантово всё же появился. А старообрядцы были арестованы, расстреляны и сосланы ещё дальше в Сибирь за контрреволюционную религиозную деятельность...

Пока другие участники экспедиции выгружали из прицепов снегоходы, я познакомилась с местными жителями. У супругов Виктора и Валентины сложная фамилия — Пфлугфельдер. Фамилия эта досталась от предков Виктора — немцев, которые, конечно, не по своей воле оказались в этих краях. Предки Валентины — с Украины. Тоже когда-то были раскулачены и сосланы сюда.

Валентина гостеприимно пустила погреться с избу и с удовольствием рассказала про свою деревню.
Валентина гостеприимно пустила погреться с избу и с удовольствием рассказала про свою деревню.

Виктор и Валентина раньше жили в соседнем посёлке Хорпия. Но потом решили перебраться в Бурмантово и поселиться в родительском доме. У них есть квартира в Ивделе, но уезжать туда из таёжной деревни они ни за что не хотят. Не смотря на то, что уже несколько месяцев в Бурмантово нет электричества. Где-то на линии произошла авария... Валентина не раз жаловалась районным властям на отсутствие электричества, а ещё на то, что единственный мост через реку Лозьва, который связывает Бурмантово с большой землей, разрушается, и на то, что ледовую переправу через реку делать не спешат... Но проблемы пока не теряют своей актуальности.

Из-за аварии на электросетях в Бурмантово уже несколько месяцев нет электричества.
Из-за аварии на электросетях в Бурмантово уже несколько месяцев нет электричества.

Валентина и Виктор пустили погреться к себе в дом, напоили чаем и согласились присмотреть за автомобилями, пока мы будем путешествовать на снегоходах.

Мы попрощались и взяли курс на север в сторону Ханты-Мансийского автономного округа.

Лепля. Первая встреча с манси.

От деревни Бурмантово в разные стороны расходятся лесные дороги, большая часть которых появилась в прошлом веке, когда в этих краях валили и вывозили лес заключенные ИвдельЛАГА. Мы поехали чётко на север и через несколько десятков километров пересекли границу Свердловской области и Ханты-Мансийского автономного округа.

Едем по старой лесовозной дороге.
Едем по старой лесовозной дороге.

Недавний снегопад накрыл деревья и склонил ветки над путиком. Поэтому дорога оказалась сказочно красивой.

Спустя примерно 60 километров после старта — первая остановка и первая встреча с манси. В посёлке Лепля, который стоит на одноимённой таёжной речушке.

Так выглядит мансийский дом в посёлке Лепля.
Так выглядит мансийский дом в посёлке Лепля.

Хотя, посёлок, конечно, это громко сказано. На картах этого населённого пункта нет. По сути, это просто маленькое автономное поселение посреди глухой тайги, типа русского хутора. По-мансийски, такое поселение называется пауль или павыл. Как правило, в паулях проживает не более двух семей. Вот и здесь два жилых дома. А вокруг множество каких-то покосившихся старых построек. В основном хозяйственных.
Конечно же, здесь нет сотовой связи и электричества. Но есть таксофон, который работает от солнечных батарей, вездеход на гусеницах, бураны.
Местные жители встретили дружелюбно. Помимо самих манси в посёлке были ещё специалисты лесного хозяйства, которые приехали сюда по каким-то своим рабочим делам.

В избе всего одно окно.
В избе всего одно окно.

Этот абзац для тех, кто про манси не знает ничего... Манси — это малочисленный финно-угорский народ. Ближайшие языковые родственники хантов. Большая часть манси проживает на территории Ханты-Мансийского автономного округа. В уставе этого региона написано, что он «является исконным местом проживания коренных малочисленных народов ханты и манси и носит соответствующее этим народам наименование». Сегодня количество манси составляет порядка 12 тысяч человек. Помимо ХМАО несколько сотен представителей этого малого коренного народа живут на севере Свердловской области и в Пермском крае.

Владимир Тасманов. Житель посёлка Лепля.
Владимир Тасманов. Житель посёлка Лепля.

Раньше я не раз бывала в мансийских посёлках на севере Свердловской области — в Ушме и Тресколье. Однажды заезжала в брошенную деревню Суеватпауль, расположенную неподалёку от Лепли. Но почему-то именно Лепля вызвала самое угнетающее впечатление. Наверное, потому что одно дело, когда посёлок полностью жилой или полностью заброшенный. И совсем другое, когда среди серых полуразрушенных построек стоят жилые. Хотя и жилые, если честно, выглядят очень мрачно.

Дома в Лепле выглядят мрачно.
Дома в Лепле выглядят мрачно.

Из покон веков манси занимаются охотой, рыбалкой, собирательством. Они настоящие знатоки тайги. Раньше представители этого народа ещё были оленеводами. Разводили северных оленей, пасли в Уральских горах. Но со временем большая часть манси этот промысел забросила.

Власти установили таксофон в мансийском посёлке, чтобы его обитатели могли позвонить из тайги на большую землю.
Власти установили таксофон в мансийском посёлке, чтобы его обитатели могли позвонить из тайги на большую землю.

Исследователи-этнографы часто разделяют манси в зависимости от места их обитания. Есть пелымские манси, есть лозьвинские, кондинские... Мы держим путь к сосьвинским манси. За первый день нам предстоит проехать порядка 120 километров по тайге на снегоходах. Поэтому в Лепле надолго мы не задержались. Немного пообщавшись с обитателями этого посёлка, отправились дальше...

Деревня Усть-Манья. В гостях у Виктора Хатанзеева.

Уже после заката мы прибыли в деревню Усть-Манья. Она располагается на берегу в верховьях реки Северная Сосьва. Здесь и начинается край сосьвинских манси.

Деревня Усть-Манья. Березовский район ХМАО.
Деревня Усть-Манья. Березовский район ХМАО.

По-мансийски, река Северная Сосьва называется Тагт. Сосьвинских манси, живущих по её берегам, называют "люди реки Тагт".

Виктор Хатанзеев — как раз такой человек. Он родился в Усть-Манье, вырос здесь. Потом учился в Ханты-Мансийске, работал в разных точках Югры. Искал полезные ископаемые. Сейчас у него есть квартира в городе Советский, но жить там Виктору слишком скучно. Он вернулся в родную деревню, построил дом.

Виктор Хатанзеев, один из немногих жителей деревни Усть-Манья.
Виктор Хатанзеев, один из немногих жителей деревни Усть-Манья.

Виктор ходит на рыбалку и на охоту. Периодически к нему приезжают супруга, дети и внуки. А пока родные в городе, Виктор с удовольствием принимает рыбаков и туристов. В компании веселее и интереснее, чем одному.
Виктор помнит времена, когда в Усть-Манье кипела жизнь. В советское время здесь работала экспедиция, сотрудники которой искали в горах Северного и Приполярного Урала золото и другие полезные ископаемые. В деревне был ФАП, школа, аэродром, магазин... Потом экспедиция закрылась и жители начали разъезжаться в более крупные населённые пункты.

Деревня вытянута вдоль реки.
Деревня вытянута вдоль реки.

Сегодня в Усть-Манье всего два дома, где живут постоянно. Дом Виктора и его соседей. В остальные избы приезжают, как на дачи.

У Виктора из живности только собаки.
У Виктора из живности только собаки.

Добраться в деревню Усть-Манья можно по реке на лодке, либо по зимнику, который пока официально не открылся.
Изба у Виктора не большая, но теплая и уютная. Электричества в деревне нет, но Виктор каждый день запускает генератор. Благодаря спутниковым тарелкам, есть телевидение и интернет. Поэтому даже находясь в сотнях километров от цивилизации, мужчина в курсе всех мировых новостей.

В избе у Виктора.
В избе у Виктора.

Специально к нашему приезду хозяин дома сварил суп. Поесть горячего и согреться в теплой избе после многочасового снегоходного пробега бесценно. И засыпаешь потом невероятно крепко. Последний раз так спала я несколько месяцев назад, в конце прошлой зимы, тоже во время экспедиции на снегоходах...

Село Няксимволь. Родина Сергея Собянина.

Утром из Усть-Маньи мы отправились в село Няксимволь. Оно так же расположено на берегу Северной Сосьвы. Если поехать по льду петляющей реки, расстояние составит около 100 километров. Альтернативный вариант — зимник. По нему расстояние в два раза меньше — 45 километров.

От Усть-маньи до ближайшего крупного посёлка Няксимволь 45 км по зимнику.
От Усть-маньи до ближайшего крупного посёлка Няксимволь 45 км по зимнику.

Официально зимник в этом году ещё не открыли. Его не чистили, поэтому на машине проехать нельзя. А вот на снегоходе — без проблем. Путь пролегает через тайгу, ручьи, замёрзшие болота, которые весной растают и станут топкими и непроходимыми.

Зимник оборудован дорожными знаками.
Зимник оборудован дорожными знаками.

Очень странно смотрятся на таёжной заснеженной дороге традиционные знаки. За пару часов по зимнику мы доехали до Няксимовля. По пути нам не встретилось ни одного транспортного средства.

Вот как выглядит село Няксимволь с высоты птичьего полёта.
Вот как выглядит село Няксимволь с высоты птичьего полёта.

Няксимволь изначально был небольшим мансийским поселением в месте, где река Няйс впадает в Северную Сосьву.
Сегодня это крупный населённый пункт. Крупный, конечно, по местным меркам. В Няксимволе проживает примерно пол тысячи человек — манси, зыряне и русские.

Здание администрации Няксимволя.
Здание администрации Няксимволя.

В Няксимволе родился и прожил до подросткового возраста нынешний мэр Москвы Сергей Собянин. И это, пожалуй, самый известный факт об удалённом селе.

В 20 веке сюда был сослан прадед Сергея Собянина — Николай Уланов. Он, кстати, также как и правнук, был выдающимся человеком. Являлся полным кавалером Георгиевского Креста.

Николай Уланов — потомственный казак, родился Оренбуржье. Участвовал в русско-японской войне 1904-1905 годов, потом принимал участие в Первой Мировой. Именно там он особо отличился на фронте и получил все степени Георгиевского креста. После Октябрьской революции Николай Уланов служил в конной армии Семёна Будённого. Участвовал в Гражданской войне, был контужен, демобилизовался.

В 1930-х годах Николай Уланов был причислен к кулакам и сослан вместе с семьёй на север в Няксимволь.

Так сегодня выглядит центральная улица в Няксимволе.
Так сегодня выглядит центральная улица в Няксимволе.

Отец нынешнего мэра Москвы — Семён Собянин был председателем Няксимвольского сельсовета. Затем семья переехала в райцентр Берёзово, где Собянин стал директором маслозавода. Ну а каких высот в итоге достиг его сын — Сергей Собянин — вы и сами знаете...

Спутниковые тарелки в центре Няксимволя.
Спутниковые тарелки в центре Няксимволя.

Летом в Няксимволь можно добраться на лодке. Зимой — по зимнику. В этом году его ещё не открыли. Поэтому в местных магазинах — полупустые прилавки. Последний завоз товара был в октябре. По реке. Теперь предприниматели ждут зимника.
Ещё в Няксимволь летают рейсовые вертолёты. Но на них завозить продукты слишком дорого.

В Няксимволе два продуктовых магазина. И это не Пятёрочка и Магнит!
В Няксимволе два продуктовых магазина. И это не Пятёрочка и Магнит!

По улицам села то и дело разъезжают бураны. Никогда и нигде я не видела их так много. Без машины обойтись в Няксимволе можно. Всё равно дорог здесь особо нет. А вот без бурана никак... Местные катаются повсюду — по реке, по тайге, по сельским улочкам.

Буран — самый ходовой вид транспорта в Няксимволе.
Буран — самый ходовой вид транспорта в Няксимволе.

Набережная Няксимволя усыпана деревянными мансийскими лодками. А на реке напротив села торчат палки от сетей и перемётов. Сейчас на нерест идёт налим. И местные активно его ловят. Кстати, нам тоже предстоит ловля налима. Но об этом чуть позже...

Житель Няксимволя на льду Северной Сосьвы. Проверяет снасти.
Житель Няксимволя на льду Северной Сосьвы. Проверяет снасти.

В магазине Няксимволя я купила шоколадку и Кока-Колу. Кстати, не импортозамещающую, а ту самую "классическую", которую перестали производить в России. В крупных городах такую колу уже не найдёшь, а здесь она есть. Стоит на прилавке несколько месяцев и не очень-то пользуется популярностью.

Деревня Нёрохи. В гостях у Татьяны Тасмановой.

Дальше наш путь пройдёт по реке. Из Няксимволя мы поехали вниз по льду Северной Сосьвы. Следующая остановка — деревня Нёрохи. Здесь встретили нашего проводника и человека, который пригласил нас на рыбалку и в это путешествие — манси Рудольфа Самбиндалова. О нём я расскажу позже.

Население деревни Нёрохи — 1 человек и 2 собаки.
Население деревни Нёрохи — 1 человек и 2 собаки.

Сегодня лишь один дом в Нёрохах является жилым. Единственная жительница деревни — 68-летняя манси Татьяна Семёновна Тасманова. Мне запомнилась её фраза: "надо вдоль кладбища пробежать, проверить петли на зайчиков". Ну от какой ещё женщины такое услышишь?

Татьяна Семёновна Тасманова - единственная жительница деревни Нёрохи.
Татьяна Семёновна Тасманова - единственная жительница деревни Нёрохи.

Женщины-манси умеют не только готовить, воспитывать детей, шить... Ещё могут добыть зверя в тайге, поставить сети на реке... На охоту с ружьём Татьяна Тасманова в последнее время не ходит. Тяжело. А вот сети напротив дома ставит до сих пор. Ловит налима, щуку, язя. Иногда попадается благородная рыба — нельма, таймень.

Утренний улов Тятьяны Семёновны — щуки и нельма.
Утренний улов Тятьяны Семёновны — щуки и нельма.

Сегодня официально деревня Нёрохи упразднена. Когда-то тут работал колхоз, но после его закрытия люди уехали. Электричества нет. Для Татьяны Семеновны поставили таксофон и солнечные батареи.

Я и манси — Татьяна Тасманова и Рудольф Самбиндалов.
Я и манси — Татьяна Тасманова и Рудольф Самбиндалов.

Живёт Татьяна Семёновна с собаками — Севером и Тузиком. Несколько лет назад на реке погиб её муж. Иногда приезжают в гости дочери — они перебрались из Нёрохи в более крупные населённые пункты. Татьяну приглашали к себе, но она пока не хочет уезжать из родной деревни.

Дом Татьяны Семёновны Тасмановой.
Дом Татьяны Семёновны Тасмановой.

Татьяна Семёновна показала своё хозяйство, накормила супом и пирожками с лосятиной. Рассказала, что когда-то работала на ткацкой фабрике в городе Ковров Владимирской области. Кстати, это всего в 30 км от моего нынешнего деревенского дома...

Потом Татьяна вернулась в свою деревню. Также как и Виктор Хатанзеев из Уть-Маньи. Всех таких людей объединяет какая-то особая любовь к родной земле и связь с ней. И дело вовсе не в том, что где родился, там и пригодился... Просто некоторые люди приносят пользу даже в самой глухой глуши, а кто-то абсолютно бесполезен и в самом развитом мегаполисе, где масса возможностей...

Пёс Тузик - питомец татьяны Семёновны.
Пёс Тузик - питомец татьяны Семёновны.

Из своей глуши на большую землю Татьяна Семёновна отправляет рыбу, мясо, дикоросы. Неподалёку от деревни на болотах собирает клюкву и морошку. В саду возле дома выращивает картошку, огурцы, помидоры, малину, клубнику... Рыбу коптит в коптильне, хлеб печёт в уличной мансийской печи. Продукты на столе у Татьяны Семёновны, гораздо вкуснее и качественнее тех, что продаются в городских супермаркетах.

Мы попрощались с этой интересной и очень трудолюбивой женщиной на несколько дней и пообещали снова заехать в гости на обратном пути.

Усть-Тапсуй. В гостях у Рудольфа Самбиндалова.

Следующая наша остановка — Усть-Тапсуй — ещё одна мансийская деревня на берегу реки Северная Сосьва. Здесь нам предстоит жить несколько дней и ловить налима.

Деревня расположена в месте, где в северную Сосьву впадает река Тапсуй.
Деревня расположена в месте, где в северную Сосьву впадает река Тапсуй.

Прежде, чем рассказать Вам подробнее про Усть-Тапсуй, хочу, наконец, представить человека, который пригласил в это увлекательное путешествие. Его зовут Рудольф Самбиндалов и, конечно же, он манси.

Рудольф Самбиндалов на льду реки Северная Сосьва возле деревни Усть-Тапсуй.
Рудольф Самбиндалов на льду реки Северная Сосьва возле деревни Усть-Тапсуй.

Все называют Рудольфа просто Рудик. Судя по всему, на Северной Сосьве и на Северном Урале его знают многие. Все люди, которых мы встретили по пути сюда, у нас спрашивали: "Вы едете к Рудику?". Судя по интонации, фраза эта была больше похожа на утверждение, чем на вопрос.

Многие манси имеют свои родовые угодья — земли, где они могут охотится, рыбачить, строить избы, разводить северных оленей. Родовые угодья Рудика располагаются в районе реки Манья в предгорьях Северного Урала. Там он строит и развивает туристическую базу для путешественников, которые едут на снегоходах на плато Маньпупунёр. Кстати, там я и познакомилась с Рудиком пару лет назад во время одной из экспедиций.

Уже несколько лет Рудик строит базу для снегоходчиков.
Уже несколько лет Рудик строит базу для снегоходчиков.

В деревне Усть-Тапсуй Рудик построил избу, чтобы принимать рыбаков. Он организовывает рыбалку на Северной Сосьве. В этой избе мы и жили вместе с ним на протяжении трёх дней.

Рыбацкая изба Рудика в Усть-Тапсуе.
Рыбацкая изба Рудика в Усть-Тапсуе.

Внутри избы скромно: деревянные нары, чтобы спать, большой стол в центре избы, чтобы готовить и принимать пищу... Печка-буржуйка, которая очень быстро нагревает избу, и умывальник. Не хватает бани. Но Рудик собирается её построить следующей весной.

Такой вид на Северную Сосьву открывается от избы.
Такой вид на Северную Сосьву открывается от избы.

Рудик говорит на трёх языках — русском, мансийском и матерном. И на первый взгляд может показаться, что он грубый и дерзкий. Просто этот человек ни с кем не церемонится, будь то другие манси, его подчинённые (у Рудика есть пара помощников), рыбаки или туристы. Хоть ты городской бизнесмен, хоть сельский безработный, Рудику всё равно. Грубый и дерзкий он только на первый взгляд. За то время, что мы с ним прожили, я заметила, что он добрый и справедливый. А ещё я давно не видела такого выносливого и сильного человека!

Каждое утро Рудик вставал первым, топил печь и уезжал на рыбалку.
Каждое утро Рудик вставал первым, топил печь и уезжал на рыбалку.

Каждое утро начиналось с того, что Рудик вставал ещё до рассвета, топил печь в нашей избушке и уезжал на рыбалку. Возвращался с реки он самым последним, поздно вечером.
Меня, конечно, восхитило, как Рудик целыми днями ловил налимов, пилил лёд, голыми руками насаживал живцов, снимал рыбу с крючков... И всё это на морозе. Западная Сибирь как никак!

Рудик проверяет перемёты на реке.
Рудик проверяет перемёты на реке.

Снасть, которой пользуется Рудик называется "перемёт". По сути это длинная веревка, которая протянута подо льдом. К ней привязаны более короткие веревки, а уже на них крючки с живцами. Если повезёт, за раз можно поймать 25 рыб. Благодаря Рудику, я увидела не просто рыбалку — а настоящий промысел. То как, заготавливают рыбу манси. Какими снастями они пользуются...

Красивый закат на Северной Сосьве.
Красивый закат на Северной Сосьве.

Я отправилась на рыбалку вместе с рыбаками, с которыми приехала. Сейчас на Северной Сосьве активно ловят налима. Эта рыба идёт на нерест и хорошо клюёт.

В декабре налим поднимается на нерест в верховье реки.
В декабре налим поднимается на нерест в верховье реки.

Если манси ловят налима сетями и перемётами, то у нас были снасти, которые называются жерлицы. Для тех, кто не знает что это, попытаюсь объяснить... Снасть представляет из себя катушку с леской, к которой привязан крючок. На него мы насаживали живца. Опускали его в воду. Катушка крепится к палке, на которой располагается флажок. Он выстреливает вверх, если рыба клюнула.

Вот так выглядит жерлица.
Вот так выглядит жерлица.

Живец — это маленькая живая рыбка. Рыбку эту дал нам Рудик. Живца он выловил в этой же реке ещё в октябре и сохранил специально для зимней рыбалки. Кстати, Рудик заодно показал, где бурить лунки и расставлять жерлицы.

Я и пойманный налим.
Я и пойманный налим.

Зимняя рыбалка с помощью жерлиц показалась мне куда интереснее, чем на удочку. Буришь лунки, расставляешь жерлицы, уезжаешь. Через пару часов, садишься на снегоход, едешь проверять снасти... Там, где флажки выстрелили вверх, вытягиваешь леску с крючком. Скорее всего, на крючке — налим. В общем, получается подвижно, интересно и азартно.

Ещё один пойманный налим.
Ещё один пойманный налим.

Клюёт налим в тёмное время суток. Поэтому каждый день заканчивался проверкой жерлиц, и с этого же начиналось каждое утро.
Кстати, закон регламентирует ловлю рыбы с помощью жерлиц. На одного рыбака должно приходиться не более десяти крючков. У нас на четверых было 30 штук. Так что рыбачили, не нарушая правил. Без улова с реки ни разу не возвращались .Помимо налима, вытащили несколько щук и язя.

Наш улов — таймени, щуки, язи.
Наш улов — таймени, щуки, язи.

Днём, пока остальные участники команды рыбачили на зимние удочки, я каталась на снегоходе по Северной Сосьве и знакомилась с бытом манси в Усть-Тапсуе.

В деревне Усть-Тапсуй всего один постоянный житель.
В деревне Усть-Тапсуй всего один постоянный житель.

Сегодня в Усть-Тапсуе всего один постоянный житель. Манси Владимир Анемгуров. В эти дни он также был занят рыбным промыслом. Проверял сети на Северной Сосьве, заготавливал рыбу.

Владимир Анемгуров проверяет сети вместе с товарищем, который приехал к нему из города на рыбалку.
Владимир Анемгуров проверяет сети вместе с товарищем, который приехал к нему из города на рыбалку.

Как рассказал Рудик, в советские времена в деревне было несколько десятков домов, работала лисья ферма, был магазин, больница, школа... Потом всё закрылось, люди переехали сначала в Нёрохи, затем в Няксимволь. Усть-Тапсуй стал дачным мансийским посёлком. Здесь несколько добротных изб. Но постоянно в них не живут. Приезжают, чтобы поохотиться и порыбачить.

Изба Рудика в Усть-Тапсуе.
Изба Рудика в Усть-Тапсуе.

Единственный житель Владимир Анемгуров живёт здесь вдали от цивилизации традиционным мансийским укладом. Печёт хлеб в уличной мансийской печи, ловит рыбу и замораживает её на крышах... Налимы и щуки повсюду: на доме, на бане, на сараях... Такой вот получается мансийский морозильник.

Налимы на крыше бани в Усть-Тапсуе.
Налимы на крыше бани в Усть-Тапсуе.

Почему именно на крышах, а не просто в сугробах, спросите Вы? Чтобы собаки не украли. Они даже если сыты, всё равно утащат и закопают в тайге.

Рядом с избой Владимира Анемгурова стоят сумьяхи. Они очень похожи на ту самую избушку на курьих ножках из русских сказок. На самом деле это амбарчики. В таких манси хранят продукты или деревянные фигурки идолов.

Также сумьяхи называют лабазами.
Также сумьяхи называют лабазами.

Также в Усть-Тапсуе можно увидеть традиционные деревянные мансийские лодки. И лавочки с видом на Северную Сосьву. Такие стоят абсолютно во всех деревнях, которые мы проехали. Напротив каждого дома, стоящего на берегу.

Лавочки возле дома Владимира Анемгурова.
Лавочки возле дома Владимира Анемгурова.

Отправляясь на рыбалку на Северную Сосьву, я и не ожидала, что в итоге получится такое интересное, познавательное, этнографическое путешествие.

За три дня наша команда из четырёх человек наловила целое снегоходное корыто рыбы.

Рудик поймал ещё больше. Он даже пересчитал свою рыбу — 250 налимов и 50 щук.

Рудик и его улов.
Рудик и его улов.

Из этой рыбы будет варить уху на своей туристической базе для путешественников, которые едут на плато Маньпупунёр. Уха эта очень вкусная! Я её ела уже дважды.

Закат на Северной Сосьве.
Закат на Северной Сосьве.

Возвращение. По следам Льва Троцкого.

На обратном пути мы снова заехали в Нёрохи к Татьяне Тасмановой. Помогли ей проверить сети, купили клюквы. Она угостила нас нельмой и чаем. Потом переночевали в Усть-Манье у Виктора Хатанзеева и напоследок отогрелись после долгой дороги в избе у Валентины и Виктора в Бурмантово. На этом наша экспедиция подошла к концу...

Река Северная Сосьва.
Река Северная Сосьва.

Знаете почему я люблю такие путешествия? Потому что, благодаря им, все время узнаешь что-то новое. Вот вы думаете, что мы просто сгоняли на рыбалку и познакомились с бытом и жизнью манси? А вот и не только! Я подозреваю, что мы проехали по пути революционера Льва Троцкого.

При чём тут вообще Лев Троцкий и что его связывает с манси?
При чём тут вообще Лев Троцкий и что его связывает с манси?

Уже после возвращения в город я изучала разную информацию об этих местах и узнала, что по таёжным путикам, по которым мы ехали на рыбалку на снегоходах, Троцкий бежал из ссылки на оленьей упряжке.
В Березово Троцкий был сослан за участие в революции 1905-1907 годов. Его осудили и приговорили на вечное поселение в Сибири. Троцкого отправили в Обдорск (ныне Салехард). Но до туда он не доехал. Был расконвоирован в Березово. Оттуда ему помог бежать местный житель Кузьма Коровин (сын ссыльного участника польского восстания 1863 года).

В марте 1907 года поздно вечером Кузьма Коровин вывез Троцкого на окраину села, где его ждала оленья упряжка. На ней он отправился по небольшим дорогам, которые соединяли мансийские паули.
Приуральская тайга произвела на Троцкого сильное впечатление, особенно величественные кедровники и бескрайние болота.
На три дня Троцкий остановился в Няксимволе. Затем через Усть-Манью доехал до Евтын-Соса, где ещё несколько дней провел у мансийского шамана Николая Самбиндалова. В эти дни Троцкий в тайне от хозяина побывал на мансийском святилище, увидел, как Николай Самбиндалов камлает и спросил про свою судьбу. Шаман сказал Троцкому, что он станет большим человеком, но умрет вдали от родины от рук своих же.
Попрощавшись с шаманом, Троцкий на оленьей упряжке доехал через Бурмантово и Талицу до Ивделя. А оттуда поездом до Екатеринбурга, где ему уже была найдена конспиративная квартира.

Возможно, именно через это болото в начале 20 века бежал из ссылки Лев Троцкий.
Возможно, именно через это болото в начале 20 века бежал из ссылки Лев Троцкий.

Вот и получается, что маршрут Ивдель - Бурмантово - Усть-Манья - Няксимволь у нас с Львом Троцким совпадает. С учётом того, что одними и теми же дорогами тут пользуются веками, а мансийские путики со временем превратились в официальные зимники, лесовозные дороги и просеки, скорее всего ехали мы по тем же болотам и кедровникам, что когда-то Лев Троцкий.

Восторг Троцкого от Приуральский тайги я полностью разделяю. Это действительно восхитительные места. Надеюсь, что ещё доведётся попутешествовать по Северной Сосьве в летнее время. А ещё очень хотела бы в следующий раз отправится в гости в людям реки Тагт на настоящей мансийской лодке.

Благодарю за внимание!

Путешествуйте по России!