Найти тему
Ирина Богатикова

Бидермайер: натюрморты, книги и идиллия по-деревенски

Оглавление

Наполеоновские войны, которые продлились 12 лет и закончились в 1815 г. не оставили европейцам ничего иного, как желать спокойной, размеренной жизни без исторических потрясений.

Так появился бидермейер — совокупность течений в искусстве, дизайне и оформлении интерьера в Германии, Скандинавии и северной Италии между 1815 и 1848 гг., когда неоклассицизм начинает уступать место романтизму.

Подробнее об особенностях этих направлений в искусстве я рассказываю на своём курсе «Культ-Погружение».

«Крестьянка с тремя детьми у окна», Фердинанд Вальдмюллер, 1840, Баварское государственное собрание живописи, Германия
«Крестьянка с тремя детьми у окна», Фердинанд Вальдмюллер, 1840, Баварское государственное собрание живописи, Германия

Бидермайер показал, что искусство вполне способно отражать жизнь среднего класса, то есть простые радости и домашнюю идиллию. А что еще нужно после 12 лет войны.

Что значит «бидермайер»? 

Термин «бидермайер» изначально обозначал вымышленного литературного персонажа. Готтлиб Бидермайер — под этим псевдонимом два немецких поэта издавали в газете Fliegende Blätter наивные или сатирические стихи.

«Папа Бидермайер», карикатура,
«Папа Бидермайер», карикатура,

С немецкого языка фамилия этого комического персонажа переводится как «простодушный господин Майер». С течением времени он стал символом комфортной жизни среднего класса.

Карл Шпицвег и бытовой жанр

В стиле бидермайер отразились представления брюгерской среды о домашнем уюте и духе интимности. Вы не найдете здесь крупных форм, сюжетов на сложные исторические или религиозные темы, философского символизма.

«Воскресная прогулка», Карл Шпицвег, 1841, Residenzgalerie, Зальцбург
«Воскресная прогулка», Карл Шпицвег, 1841, Residenzgalerie, Зальцбург

Идиллические пейзажи, семейные сцены, играющие дети, пикники, чтение книг, образы маленьких людей из провинции — вот что вдохновляло немецкого художника Карла Шпицвега (1808 - 1885), яркого представителя стиля бидермайер. 

«Книжный червь», Карл Шпицвег, 1850, музей Георга Шефера, Швайнфурт, Германия
«Книжный червь», Карл Шпицвег, 1850, музей Георга Шефера, Швайнфурт, Германия

Мягкий свет в картинах Шпицвега вызывает ассоциации с картинами голландских живописцев 17 века. Они действительно оказали влияние на творчество Шпицвега, этот художник-самоучка начинал свой путь, копируя картины голландских мастеров. 

Карл Шпицвег создал множество картин, изображающих сцены из повседневной городской жизни. Во многих его работах чувствуется юмор и симпатия к персонажам, а также точные психологические наблюдения.

«Бедный поэт», Карл Шпицвег, 1839, Мюнхен, Новая пинакотека.
«Бедный поэт», Карл Шпицвег, 1839, Мюнхен, Новая пинакотека.

На самой известной его картине «Бедный поэт» мы видим человека в крошечной, очень скромно обставленной каморке. Однако поэта явно не волнует убранство комнаты, настолько он погружен в свое творчество.

Фердинанд Вальдмюллерпортреты и натюрморты

Еще один представитель стиля бидермайер, австрийский художник Фердинанд Вальдмюллер (1793 - 1865). Он писал картины в разных жанрах, известен своими детализированными натюрмортами, портретами и пейзажами.

«Портрет Франца Иосифа I, будущего императора Австрии в виде гренадера с игрушечными солдатиками», Фердинанд Вальдмюллер, 1832, музей Лихтенштейна
«Портрет Франца Иосифа I, будущего императора Австрии в виде гренадера с игрушечными солдатиками», Фердинанд Вальдмюллер, 1832, музей Лихтенштейна

В 1832 году он написал портрет двухлетнего Франца Иосифа, будущего императора Австрии. Принц позирует в форме гренадера, в окружении солдатиков, вызывая смешанные чувства. Милый ребенок с невинными голубыми глазами не подозревает о своей будущей роли в истории и катастрофических последствиях, которые ждут весь мир.

«Розы в стакане», Фердинанд Вальдмюллер, 1831, Галерея Бельведер, Вена
«Розы в стакане», Фердинанд Вальдмюллер, 1831, Галерея Бельведер, Вена

Как и его портреты, натюрморты Вальдмюллера отражают эстетику стиля бидермайер, провозглашая утонченность и материальный достаток, которые так ценил средний класс и аристократичные покровители художника. 

«Белый и красный виноград на серебряной посуде», Фердинанд Вальдмюллер, 1842, Галерея Бельведер, Вена
«Белый и красный виноград на серебряной посуде», Фердинанд Вальдмюллер, 1842, Галерея Бельведер, Вена

Приглушенные тона и мягкий свет — мы снова видим влияние голландских мастеров. Вальдмюллер уделяет огромное внимание деталям, освещению, точности изображения. Серебряная посуда на картине с виноградом — как мастерски изобразил художник отражение света, создавая трехмерные предметы на холсте. 

Если бы нужно было описать этот стиль одним словом, то это слово было бы «gemütlichkeit» — уют, удовлетворение, благополучие, чувство комфорта. Немецкое hygge, если хотите. Но в сложные исторические периоды именно домашний уют и простые человеческие радости способны подарить нам ощущение стабильности и смысла.

Хотите продолжить увлекательное путешествие по истории искусства? 

Приходите ко мне на курс

«КУЛЬТ-ПОГРУЖЕНИЕ»! 

От зарождения искусства до стрит-арта - вы получите весь фундамент необходимых знаний, будете удивлять окружающих интеллектуальным уровнем и начнете собирать свою коллекцию инвестиционного искусства по доступной цене! 

Похожие статьи:

«Барокко и католицизм: что скрывает стиль?»

«Не ведьма, а Баба-Яга: жутковатые представители славянского фольклора в картинах русских художников»