Найти тему

Технологии в акварели. Фактуры в акварельной живописи.

В акварельной живописи возможно широкое применение фактур. Нанесение фактур, фактурного эффекта краской возможно, поверхностно, поверх изображения предмета, лессированным слоем. Возможно также и другое действие в получении фактурного эффекта краской, исходя из того, что сама фактура может являться нижним слоем акварели, по которому может наноситься живопись, то есть живопись будет выполняться по фактурному слою, и где фактура будет слабо просвечивать, проглядывать под верхними слоями краски, создавая сложные эффекты цвета.

Фактурные эффекты создают своего рода ажур, кружево на плоскости листа. Использование художественных материалов и приёмов работы с ними помогает изменить акварельную живопись, и изменение это должно быть гармоничным, оно может быть частичным, ненавязчивым, но может стать и главным в вашей работе.

Всё зависит от целей и задач, поставленных перед самим собой, начинающим акварелистом. Фактуры необходимо вначале тщательно отработать в упражнениях, понять, где их можно применить, как это может помочь в передаче материальности предмета, а потом переходить с понравившимися и получившимися фактурами на этюды и только потом, отрепетировав тщательно, можно переходить на большой натюрморт.

Необходимо учесть, что каждый ингредиент имеет свои свойства, а также что каждый акварельный цвет-краска также имеет свои свойства. Фактуры меняются, изменяются их свойства и эффекты в зависимости от количества компонентов – воды, ингредиентов, да и самого качества бумаги и краски.

Чтобы понять, чем является фактура для акварели, и для живописи вообще, необходимо вспомнить, например, импрессионизм и пуантилизм, где художники прошлого века проводили постоянно свои поиски и эксперименты в ритме мазка, его размере и фактуре в своей живописи. Фактура украшает живопись, если её не доводить до манерности и излишества, она придаёт ей своеобразность, ведь живопись остаётся первостепенна в любом варианте.

Упражнения на "фактуры", могут быть выполнены кистью и краской и, не только, есть множество различных приёмов и подходов в её исполнении.

Можно привести следующие примеры приёмов и подходов в её исполнении фактур можно, например:

- выполнить заливку и набрызгать спиртом поверх;

- выполнить заливку и посыпать, например, солью;

- выполнить заливку и посыпать, например, крупой, овсяными хлопьями;

- выполнить заливку, дать ей высохнуть и протомпонить её сухой щетиной с колерами;

- выполнить заливку, дать ей высохнуть и протомпонить её губкой с колерами;

- выполнить заливку, дать ей немного подсохнуть и протомпонить её фольгой с колерами, или без колеров;

- выполнить заливку, дать ей немного подсохнуть, и офактурить кистью, поверх не сильно, но цветом насыщенным, а не цветной водичкой, короткими мазками, работая ритмично в разные стороны на все 8 частей света;

- выполнить заливку и набрызгать глицерином поверх и протомпонить губкой;

- выполнить заливку и протомпонить скомканным полиэтиленом;

Ниже в рисунках показано использование фактур. Данный натюрморт "Праздничный" был написан на мастер-классе студентом-бакалавром Иванской Екатериной. Дизб. 1102 ТГУ, руководил профессор Галета С.Г. в Художественном музее Тольятти.

Иванская Екатерина использовала ритмичное нанесение акварельных мазков и пробелов между ними, создав при этом своеобразную фактуру в натюрморте.

Фактуры могут достигаться различными способами с применением различных материалов как сыпучих, так и жидких ингредиентов, например, соли, песка, крупы, спирта. Применяются при создании фактур и просто тряпочки, губки, целлофан, полиэтилен рельефные бумаги и т.д.

Фактуры не самоцель в натюрморте, скорее это поиск гармонии и собственного индивидуального почерка в натюрморте через данный технический приём. Фактура, не только красивое растекание краски, или отпечаток, создающий причудливый узор, это то, что вы можете привнести в свою живопись. Все, что вы подмечаете лично в жизни, на своей палитре вы, вольно или невольно переносите на натюрморт. Необходимо учесть, что каждая фактура имеет свои свойства, и здесь главное не переборщить, ведь фактура всего лишь дополнение в вашей живописи, своеобразное украшение и не более того. Меняются фактуры, изменяются их свойства и их эффекты в зависимости от количества компонентов – воды, ингредиентов, да и самого качества бумаги и краски. Пробуйте, дерзайте – это интересно.

Сергей Галета. Осенний праздник. бумага. акварель 50х75 см. 2014 г.
Сергей Галета. Осенний праздник. бумага. акварель 50х75 см. 2014 г.

Друзья, творчеством заниматься нужно и экспериментировать нужно, как с максимальной насыщенностью, густотой краски на кисти, так и в любой жизненной ситуации, на уже имеющемся жизненном опыте, усиливая и усложняя мир цвета на бумаге в формах, и в жизни. Выполнять свою жизнь желательно сразу же создавая свою собственную цветовую палитру. Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, пишите комментарии, буду рад встрече с вами.

С.Г.

Вот так продолжаем курс обучения акварели, друзья! Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, пишите комментарии, буду рад встрече с вами.

Предыдущие статьи смотрите на моём канале. Ещё мои страницы в соц сетях здесь:

Сергей Галета | OK.RU

https://vk.com/zimun