Найти в Дзене
Радио «Юность»

Я не слушаю голосовые

Сегодня коммуникативная действительность переживает процесс преобразования, и во многом это происходит благодаря новым медийным каналам — новым медиа и социальным медиа.

Уникальные функции и свойства сделали новые медиа сильнейшим конкурентом традиционных СМИ, сформировали совершенно новую коммуникативную сторону общения. По определению Рассела Ноймана, термин «новые медиа» обозначает компьютерные, цифровые и сетевые коммуникации. Интернет способствовал тому, что СМИ стали мультимедийными и начали повсеместно использовать различные современные технологии в своей работе: цифровая обработка изображений, социальные медиа, каналы в мессенджерах, прямые трансляции в Интернет, лонгриды, мобильные приложения и многие другие. Это позволило упростить связь между изданием и его читателями: теперь, чтобы написать в редакцию, достаточно знать адрес электронной почты СМИ, или же обращаться напрямую через мессенджеры, ведь большинство СМИ не ограничиваются лишь собственным сайтом, а осваивают социальные платформы вроде ВКонтакте, Twitter, Instagram и др. Новые медиа позволили изменить скорость и качество общения, каждая публикация предполагает возможность ее комментария и обсуждения с другими пользователями. Человек в режиме реального времени может участвовать в создании содержания, он превращается в соавтора, полноправного участника процесса творческой коммуникации. Кроме того, любой пользователь, даже при самом минимальном бюджете и техническом оснащении, способен создать собственное медиа-издание в любом формате: текст, изображения, аудио, видео. Примерами могут служить каналы в Telegram или Discord, видеоблог на YouTube или блог в Instagram или любой другой социальной сети. Это феномен «авторского бума», он привел как к положительным последствиям (функция самоактуализации), так и к негативным (феномен «информационного шума»).

Социальные медиа, или же социальные сети, сделали по-настоящему качественный подъем в вопросе коммуникации. Telegram, Tinder, ВКонтакте, Facebook, Instagram cтали новыми реалиями современного общения. Установились новые правила взаимодействия между людьми: так, звонить в мессенджерах без предупреждения — моветон, а поздравление в духе «С днем рождения!» в социальных сетях — совершенно нормальная практика. Благодаря соцсетям как никогда просто формировать и поддерживать отношения: что дружеские, что романтические, а вот хранить их в тайне — куда сложнее. Лайки стали новым универсальным стимулом, вплоть до того, что можно развить зависимость от постоянного одобрения. Обратная сторона постоянной связи или иллюзии этой связи с миром вокруг приводит даже к болезненным состояниям, в первую очередь связанным с низкой самооценкой.

Как и с любым многогранным явлением, пользы от социальных сетей столько же, сколько и вреда: помогая с налаживанием общения, доверия, поиском своего места в мире, соцсети одновременно склоняют нас к меньшему количеству физической активности и стимулируют негативные эмоции вроде ревности. Всё, что попадает в них, действительно оказывается на виду, даже если это поле близких друзей и знакомых. В России социальная сеть стала к тому же важным социально-политическим полем действия: для многих это не просто место для фотографий семьи, но площадка для официальных заявлений, место для налаживания рабочих связей.

Мы строим призму, через которую нам хотелось бы, чтобы нас воспринимали — не замечая, правда, многих мелких вещей, к которым нас обязывает механика соцсети. Так, лайки становятся не просто мимолётным одобрением, а выбором стороны конфликта, а реакция на пост или её отсутствие — одинаково громким политическим заявлением. То, что соцсети неизбежно сталкивают нас с тем, что раньше осталось бы скрытым, можно воспринимать как беду. Действительно, это объём информации, который мы подчас не в состоянии обработать (нужны ли вам именно сегодня и именно сейчас эти фото чужой собаки на даче?), подчас — болезненной (как насчёт фото старых друзей?), которая встраивается в один информационный поток с репостами мировых новостей, приглашениями ещё на пять вечеринок в субботу и известиями о том, кто что съел, что подумал и куда сходил. Все эти инфоповоды будто бы требуют сформулировать хоть какое-то мнение и высказать его в социальной сети. Болезни нового времени вроде FoMo, боязни пропустить что-то интересное, или номофобии, страха остаться без мобильного телефона, — реальны. Отдельная ментальная язва — буллинг. Это уже не стереотип про «эмиграцию в интернет», это и есть столкновение с реальной жизнью — просто искусно отфильтрованной, и не совсем вами.

Вместо того чтобы строить догадки и фантазии, вы знаете хотя бы относительно наверняка: эта собака живёт лучше вас, да и у старых друзей всё в порядке. Конечно, мы видим лишь часть реальности. Но это по-своему может сыграть на руку: так мы вынужденно сталкиваемся с её неконтролируемой и непредсказуемой версией, оказываясь со своими страхами и проблемами лицом к лицу.

Адаптируясь под каждого из нас, социальные сети формируют миллионы индивидуальных точек зрения. Иногда, правда, вера в те самые образы, которые мы создаём в интернете, может завести слишком далеко. На самом деле соцсети — это отличный повод переосмыслить свои и чужие границы. Публичное выражение наших мнений показывает, как мало мы себя ловим на осмыслении своих действий в принципе, просто соцсети делают всё заметнее. Не то чтобы у нас нет права на ошибку — оно есть у всех, и об этом тоже не стоит забывать. Но надо помнить, что в интернете всегда кто-то неправ и всегда найдётся хоть кто-то, кто на это укажет. В каком-то смысле мир стал прозрачнее, и это ни хорошо, ни плохо.

Однозначно сказать, какой характер приобрела трансформация форм коммуникаций благодаря новым и социальным медиа, нельзя. Признать факт полного переосмысления общения — можно. Как бы не изменилось наше общество с развитием технологий и появлением интернета, мы все равно остаемся людьми, со свойственными нам ошибками мышления, потребностью в общении и близости с окружающими. Возможно, лучшее, что может сделать сегодня каждый из нас, это остановиться на минуту и задуматься о том, в каком направлении и куда мы идем.