Психолог Наталья Миронова рассказала, на какие основные моменты стоит обратить внимание при воспитании ребенка.
Семья, школа и социум
– Всем известны прописные истины, с которыми нет смысла спорить, а можно только согласиться и стараться им следовать. Одна из них гласит: счастье детей напрямую зависит от счастья родителей, и наоборот.
И это действительно так. Для счастливого детства и благополучного родительства очень важно создать благоприятную атмосферу для проживания, воспитания, развития и обучения ребенка, – отмечает Наталья Миронова.
– В связи с этим в детской психологии существуют такие понятия, как зоны комфорта и зоны дискомфорта.
В первых преобладают факторы здоровья, которые не допускают развития проблемных ситуаций, во вторых – факторы риска, создающие проблемы и кризисы. Для того чтобы минимизировать риск и увеличить факторы здоровья, следует знать об основных зонах в жизни ребенка, в которых эти факторы проявляются.
Самая первая и важная зона – это, безусловно, семья. Именно здесь дети должны получать любовь, внимание, заботу и поддержку. Не менее значимая зона – место обучения (школа), где ребенок приобретает знания и навыки коммуникации. Третья основная составляющая в жизни каждого человека – социум, в котором накапливается опыт взаимодействия и самореализации.
– Как уже было сказано, в каждой зоне выделяют факторы риска и факторы здоровья. Если знать о тех и других, можно провести диагностику своей ситуации и при обнаружении проблем нивелировать факторы риска соответствующими факторами здоровья, направив усилия на их созидание и формирование, – поясняет эксперт.
Так, на уровне семьи выделяются следующие факторы риска:
– нарушения в детско-родительских отношениях, проявляющиеся в виде конфликтов, ссор, отсутствия понимания и доверия;
– жестокое обращение не только по отношению к ребенку, но и между супругами, ведь ребенок в любом случае является свидетелем, а иногда и участником семейных конфликтов и получает травму, с которой потом идет во взрослую жизнь;
– бесприютность – эмоциональный холод и пустота. Не всегда это означает, что родителей нет рядом физически, зачастую они находятся вместе с ребенком, но заняты собой, поэтому тепла, любви, заботы и внимания настолько мало, что детям в семье становится неуютно и холодно;
– отсутствие навыков преодоления трудностей (когда ими не владеют сами родители и, соответственно, дети тоже не научены);
– родители не являются примером для детей (ведут нездоровый образ жизни, не знают, что такое семейные ценности);
– нет принятия, поддержки, много критики и обвинений (семья не является местом, где ребенка выслушают, помогут).
Говорим, слушаем, устанавливаем границы
– Разрешить вышеуказанные проблемы помогут факторы здоровья на уровне семьи. Так, в первую очередь членам семьи необходимо научиться разговаривать друг с другом и делать это с уважением.
Общение должно быть не только по потребности, но и просто с целью обсудить какие‑либо темы, вызвавшие заинтересованность, восторг или непонимание.
Именно беседа (но обязательно без нотаций!) развивает у ребенка интеллект, кругозор и мотивацию к знаниям.
Важно научиться слушать и слышать, дать детям право выразить собственное мнение, а свою позицию родители должны уметь обозначать без давления. Наивысший пилотаж – способность считывать невербальные признаки усталости, печали, раздражения, обиды.
Необходимо присоединяться к чувствам ребенка, а также дать возможность детям «почувствовать» родителей. Именно таким образом формируется эмоциональный интеллект, – отмечает специалист.
Важно защищать интересы своих детей в тех ситуациях, когда их права нарушены. Только родители способны удовлетворить базовую потребность ребенка в защите и безопасности.
Пренебрежительное отношение формирует комплекс неполноценности, сыну или дочери придется всю свою взрослую жизнь искать опору, а шансы быть самостоятельным и ответственным за свою жизнь существенно снижаются.
Чтобы этого не произошло, необходимо постепенно расширять зону самостоятельности ребенка, повышать ответственность за сделанный выбор.
При ошибках и неудачах следует использовать проактивный подход, разъясняя детям, что это не повод для страданий, а великолепная возможность чему‑то научиться, расширить свои умения.
– Родителям нужно делиться собственным пережитым опытом, как успешным, так и не очень: зная, что и у родителей тоже не всегда все получалось, ребенку легче удерживать самооценку на адекватном уровне, – отмечает специалист.
В тех случаях, когда мама и папа, рассказывая о своем детстве, преподносят себя исключительно в виде талантливых и способных людей, у детей формируется неуверенность, а впоследствии и неуспешность.
Если чувствуете, что понять поступок или слова ребенка трудно, постарайтесь поставить себя на его место, вспомнить, как в подобных случаях сами действовали в детстве и юности.
Следует также говорить с детьми о своих чувствах к ним, о том, что нас радует и огорчает. Это формирует эмпатию – умение чувствовать себя и людей вокруг.
Важно также освоить искусство совместной деятельности: через домашние обязанности, которые должны быть у детей любого возраста, через качественный досуг со спортом, настольными играми, через заботу о тех, кто в ней нуждается.
С друзьями ребенка, а также по возможности с их родителями, лучше находиться в дружеских отношениях. Делать это нужно корректно, вежливо, доброжелательно.
Исключительность и индивидуальность у детей развиваются с помощью восхваления их успехов, ребенку очень важно, что родитель гордится им и рассказывает другим о его достижениях.
Ирина Марченко. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / Виталий Студенцов / архив.