Найти в Дзене
Открываю Крым

Туркменские байки. Жорка

Полевые сезоны - неотьемлимая часть работы научных сотрудников заповедника. Самый первый был необыкновенным, потому что был первым, и я о нем много уже написала. А потом пошла череда ежегодных выездов в пустыню. Но всё равно каждый год чем-то запоминался.

Во второй сезон в 1983 году наш вагончик перевезли подальше от дороги, спрятали немного в овраге. Ещё выгрузили ёмкость для воды несколько кубов. Это позволило нормально существовать: умываться, стирать и устраивать банные дни. Но готовить всё равно приходилось на открытом огне: печке. В холодное время она стояла в вагончике, а когда потеплело, вынесли её на улицу, как и обеденный стол со стульями. Заповедник выдал ребятам мопеды "Верховина", на которых теперь можно было проще передвигаться в окрестностях стационара. Ну а девочки могли оседлать велосипед. Но я как обычно ходила пешком. И мне это было необходимо.

Будучи несколько месяцев на стационаре, мы буквально растворялись в природе. Наши объекты наблюдений становились добрыми знакомыми, с которыми мысленно здоровались и прощались до новой встречи. С нетерпением я ждала начала вегетации и цветения черного саксаула, основного дерева нашей пустыни и объекта моей будущей диссертации. Но милее не было нежных эфемероидов: тюльпана согдийского, роголепестника горбатого и ириса сетчатого.

Так же и у орнитологов. Птиц интересных было много: и хищники, и разные воробьиные, и кулики. Но все мы души не чаяли в милой малюсенькой птичке с вертлявым хвостиком: скотоцерке, самой выносливой и каждый год встречавшей нас на точке.

Скотоцерка. Фото из сети
Скотоцерка. Фото из сети

Но попадались в пустыне выдающиеся экземпляры животных. Таким был хохлатый жаворонок Жорка. В 1983 году он прожил с нами на стационаре весь сезон, дважды вывел птенцов со своей женой и стал нашим соседом и сотрапезником.

В этот год наш вагончик стоял в овраге, системе размытого карста. Дно и склоны уже заросли черным саксаулом и кустарниковыми солянками. И вот в основании старого саксаула один необыкновенный хохлатый жаворонок и свил своё первое гнездо. В тридцати метрах от вагончика. Обнаружить жилище жаворонка опытному орнитологу было не трудно: куда постоянно таскает птица строительный материал, там и её дом. Сидя на улице за обедом мы как раз и увидели процесс строительства гнезда. Жаворонок не боялся людей, а даже с любопытством смотрел, что это мы едим, и нет ли крошек. Когда стол на улице опустел, птица внимательно обследовала пространство вокруг него.

Хохлатый жаворонок. Фото автора
Хохлатый жаворонок. Фото автора

В следующий раз мы решили подкормить жаворонка. И он охотно принял угощение. Чуть ли не с руки. Так и повелось, едим мы, ест и Жорка. Так мы назвали птичку.

Гнездо Жорки было не только близко к вагону, но совсем близко от тропинки, по которой 4 человека каждый день не по разу выходили на свои маршруты. Этот фактор беспокойства совсем не смутил жаворонка, и они с самкой продолжали насиживать кладку.

Вылупилось пятеро птенчиков. Володя пошёл их взвесить и обмерить. И совсем не ожидал, что Жорка будет крутиться рядом, да ещё и продолжать таскать еду птенцам. Он даже пытался засунуть термита в глотку птенца, который находился в ладони человека.

Хохлатый жаворонок кормит птенцов в ладони. Фото из семейного архива
Хохлатый жаворонок кормит птенцов в ладони. Фото из семейного архива

Потом мы иногда приносили угощение Жорке: термитов горстку. Их не так сложно было нам откопать с помощью лопаты. А вот птице лапками надо было много грунта перерыть, чтобы добыть хоть одного. Жорка брал с руки термитов и тут же кормил свою ненасытную ораву. Так вот мы и выкормили и подняли на крыло совместными усилиями всех пятерых.

Хохлатый жаворонок угощается термитами. Фото из семейного архива
Хохлатый жаворонок угощается термитами. Фото из семейного архива

Но у молодёжи мозги были нормальные. Никто не прилетал потом столоваться к нам. А Жорка прилетал. Второе гнездо он построил уже на горке. Ходить туда было тяжело по жаре, и мы не вмешивались больше в его личную жизнь. А просто угощали, когда прилетал к вагону.

На следующий год я уже не жила на стационаре. Но Володя рассказывал, что Жорка снова прилетел столоваться. Гнездо сделал на горке. Часто прилетал купаться в поилке для индийских воробьёв, которую соорудили из сковородки. Сидел не боясь людей под рукомойником и ловил капли воды, падающие с носика. А в 1985 году вагончик стоял за пять км до оврага. Поэтому следы Жорки затерялись...

Сейчас бы Жорка стал звездой интернета. А тогда мы просто дивились его смелости и оставили в своей памяти как самого ручного жаворонка.

С горячим пустынным приветом, Елена.

Рассказы о Туркмении в моих подборках:

Туркмения
Восток - дело тонкое. Письма другу

#туркмения #работа_в_туркмении #заповедники_туркмении #жизнь_в_ссср