Найти в Дзене
Счастливая Оля.

Черные "тараканы" Цветаевой в Белом зале театра.

Цитата из сторонних источников: У каждого свои "тараканы". Но "тараканы» Цветаевой могут составить конкуренцию странностям всех коллег. Ведь наряду с тем, что она была талантливой и уникальной, в ее биографии есть эти совсем непоэтичные факты.

Черные "тараканы" Цветаевой в Белом зале драмтеатра. И таракан "Марина" в моём творчестве.

Цветаева - очень спорная личность. Достаточно посмотреть цикл программ Юлии Меньшовой "Живая жизнь" о честных жизненных реалиях поэтессы, чтобы ореол поэтический богини напрочь развеялся, порочная связь с женщиной, родила сына от близкого друга мужа, сдала дочерей в приют, изводила жену Пастернака любовными письмами ему. Я перечисляю навскидку. Жизнь Марины Ивановны была ещё содержательнее...

Но стоит снова погрузиться в ее творчество, или услышать песни на стихи Цветаевой, и снова начинаешь сомневаться во всех этих странных реалиях её биографии. И так по кругу.

Но вернёмся к девичнику. Это событие было заявлено в рамках международного фестиваля СВЕРКАЮЩИЕ ГРАНИ ТЕАТРА... Поэтический девичник «Цветаева», посвящен 130-летию со дня рождения поэтессы.

-2

Сразу скажу, что именно на этом спектакле я впервые попала на эту площадку театра. Очень эффектно для таких форматов. И акустика хорошая. Исполнительницы точь в точь были похожи на тех самых "тараканов" Цветаевой. Прошу прощения, это не в обиду, я бы это даже назвала весьма интересной находкой. И даже изюминкой. Захотелось прямо переименовать название на афише.

-3

Я смотрела спектакль, где было семь артисток, и мне подумалось, а почему бы их не стало восемь? Тоже туда хочу. Почему? Потому что из семи зацепили чуток всего две с половиной ( прошу прощения за такое сравнение, но ощущение именно такое осталось) Особенно понравилась самая маленькая, в шапочке, и она стала для меня главным и самым искренним "тараканом"! Она самая крайняя слева.

-4

Именно она в прологе спектакля на наш столик и поставила свечу в стакане. Кстати, в прологе интересный момент был, зрителей изначально было немного по замыслу режиссера, и стояло семь столиков, вокруг которых мы сидели. И каждая из артисток читала стихотворение и ставила на столик свечу в бокале. И та самая маленькая в шапочке поставила свечу именно на наш столик. Я ещё загадала, а что прочитает актриса, которая понесет свечу на наш столик? Созвучно ли это мне. И совпало!

Она читала про девочку, даже прослезилась, как точно она попала в мою душу.

Я только девочка. Мой долг

До брачного венца

Не забывать, что всюду — волк

И помнить: я — овца.

Мечтать о замке золотом,

Качать, кружить, трясти

Сначала куклу, а потом

Не куклу, а почти.

В моей руке не быть мечу,

Не зазвенеть струне.

Я только девочка, — молчу.

Ах, если бы и мне

Взглянув на звезды знать, что там

И мне звезда зажглась

И улыбаться всем глазам,

Не опуская глаз!

-6

Возможно, это и правильно, что мне большинство версий прочтения совсем не понравились. Ведь взгляд на творчество поэтессы, опыт и возраст общения с ней и ощущения от её поэзии у каждой женщины разные.... По молодости кроме Цветаевой, Ахматовой и ещё , наверное, пяти имен, ничего и не читалось нами. И Цветаева влияла на нас со всех сторон. Повлияла и на меня. Слушая актрис, я вспоминала свои ранние стихи, и понимала, что без цветаевского замеса тут не обошлось... Поэтому и потянуло меня на этот девичник , из-за замеса этого!

Стесняюсь, но покажу. Два небольших ЭХА...

У Цветаевой:

Целовалась с нищим, с вором, с горбачом,

Со всей каторгой гуляла — нипочем!

Алых губ своих отказом не тружу,

Прокаженный подойди — не откажу!

Пока молода —

Всё как с гуся вода!

Никогда никому:

Нет!

Всегда — да!

А вот моё, из "детских", 1989 год:

Целуй меня, захожий!

Целуй меня, заезжий!

Знакомы час? И что же?

В долгу живёшь? Пред кем же?

В том похоти не вижу

И рук я не пугаюсь:

Сама подсяду ближе,

Сама я приласкаюсь,

Сама заброшу дерзко

Я ноги на колени.

…А впрочем, это мерзко!

От скуки да по лени.

Или "Прохожий" Цветаевой:

Идешь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала — тоже!

Прохожий, остановись!

Прочти — слепоты куриной

И маков набрав букет,

Что звали меня Мариной,

И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь — могила,

Что я появлюсь, грозя…

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!...

...Как луч тебя освещает!

Ты весь в золотой пыли…

— И пусть тебя не смущает

Мой голос из-под земли.

и мой «РЕКВИЕМ», 1989 год

Сегодня в доме суета и люд,

Мои друзья хлопочут у стола.

Хлопочут молча. Ходики не бьют.

Отпущен пёс, покрыты зеркала.

Откуда грусть? Я не любила слёз, -

Мой смех взлетал  легко и бесполезно!-

Любила полумрак и запах роз,

И ржавую росу с оград железных.

И если, друг, в канун июльских гроз

Ты снег внезапно встретишь на кладбище, -

То не могила, - клумба белых роз,

То – ангелы спустились на кострище.

А ещё я в молодости написала песни на стихи Цветаевой. "Гость" на стихи Ахматовой и Цветаевой, две поэтессы в одной песне, я перемешала строфы. Прям- таки смиксовала. Музыка и исполнение тоже мои. А вторая - это моя музыкальная версия "ОКНА" Цветаевой тоже в моём исполнении.

Не буду больше мучить нечаянными совпадениями тем. Да и почему бы им не совпадать, ведь у женщин просто все темы одинаковые.

Закончу одним своим искренним стихотворением о Цветаевой. Запало мне в память, как соседи Цветаевой в Елабуге качали головами, мол, а чего повесилась- то... вон сколько ещё картошки стоит. Было ж что поесть....

Цитата из сторонних источников: ... злосчастная веревка, на которой повесилась Цветаева, была передана ей Борисом Пастернаком. Бытует версия, что писатель, помогая упаковывать вещи подруге, перевязал чемоданы веревкой, при этом пошутив, что она такая крепкая, хоть вешайся. Говорят, Пастернак сильно переживал из-за своих слов. Но нам вряд ли суждено узнать, воспользовалась ли советом друга Цветаева или же это было лишь совпадением.

Вот и написалось у меня:

Писать стихи – диагноз безнадёжный.

Поэт на человека не похож.

Поэт, как будто зверь неосторожный,

То в петлю попадает, то под нож.

А если и дадут ему отсрочку

Допеть о том, как тополь серебрист,

Стреляет твёрдо, будто ставит точку

На свой последний в жизни чистый лист.

Поэты – это инопланетяне.

Нам очень неуютно среди вас.

Нас небо в петли и под дуло тянет 

От равнодушных, злых и хитрых глаз. 

…Марину осуждали всё неслабо:

«В голодный год поступка нет наглей!

Мешок картошки не доела баба…

Чего для счастья не хватило ей?"

( Ольга Смерецкая)

А ещё строки Марины Цветаевой вдохновила меня на стихотворения почти сорок лет назад. И её строки становились эпиграфами к моим.

«Если душа родилась крылатой…»

М.И. Цветаева.

Бог– свидетель: я не виновата

В том, что страсть не прятала на дне,

В том, что родилась на свет крылатой

И встречала счастье не во сне.

Не судила, да была судимой –

Так костру счастливых предают!

Я любила, и была любимой.

И не раз. И в этом мой уют.

Бог– свидетель: я не виновата!

Что добро – богатство, слава, власть?

Если родилась душа крылатой,

Всё – ничто! Всему царица – страсть!

(Ольга Смерецкая)

А ещё я, благодаря спектаклю вспомнила маленькое свое стихотворение, которое нигде ещё не публиковала в интернете. Всё не случайно!

"Шоколадом лечить печаль"

(М. Цветаева)

Так некстати, а может, кстати

Отбивают моих кавалеров,

И мужчины спешат к Травиате –

Травиаты теперь во – первых.

Я глотаю снежинку солёную,

Проявляя покорность дочернюю:

Молодую зарю влюблённую

Обгоняет заря вечерняя.

По каким же таким законам,

Мне самой это непонятно,

Я тебя вопреки канонам

Терпеливо прощу обратно.

Я шепчу: «Боже с вами…Горько!»

Я лечу шоколадом душу.

Всё поймёт молодая зорька:

Свет нужнее почти потухшим!

А вот сегодня, 6 ФЕВРАЛЯ 2023 ГОДА ещё написала я ЭПИЛОГ.
ЭПИЛОГ

"Уж сколько их упало в эту бездну..."

( Марина Цветаева)

Однажды календарь мой завершится.

Сижу гадаю: осенью? Зимой?

Последний зуб и тот уже крошится.

И кот не возвращается домой.

Наверно, где - то умер у подъезда.

И завершил благополучно путь.

"Уж сколько их упало в эту бездну..."

Пора и мне в ту бездну сигануть.

Я Новый год давно не отмечаю.

Я отмечаю утро, как проснусь!

С утра пошла на кухню я за чаем,

Но, видимо, к обеду доберусь!

Здоровье? Капля мёда, дёгтя бочка.

И спину невозможно почесать...

Итак, осталось написать две строчки.

И как-то их к тому же записать.

В последний сборник "Чудо ниоткуда".

...К заутренней заткнутся петухи.

Останется немытая посуда,

Зато в порядке все мои стихи!

( Ольга Смерецкая)
Дружба взрослых мужчины с женщиной?
Этой опции не существует.
И поэтому длинная трещина.
И поэтому все впустую!
Да хоть целый вагон игристого,
Всё равно я останусь трезвая.
Так возможна ли дружба чистая??
Или это все бесполезное
И висит вопросительным знаком ?
Но в природе ж она встречалась!
У Цветаевой с Пастернаком
Это как-то ведь получалось.
(Ольга Смерецкая)