Принято считать, что Новый год придумали в Советском Союзе как замену Рождеству — но это не совсем так. На самом деле власть обратилась к уже существующему празднику, со своими традициями и героями. В СССР этот праздник немного изменился и дошел таким до наших дней. Рассказываем, как появился Новый год, который мы знаем и любим.
Какой сейчас год?
Вообще, украшать еловыми ветвями ворота домов на праздники повелел еще Петр I. Император перевел страну с летоисчисления «от сотворения мира» к принятому в Европе от Рождества Христова, так что 7209 год неожиданно для всех стал 1700 годом. Тогда же появился светский праздник Новый год: по указу Петра I во дворах и на улицах жгли огни, запускали фейерверки, стреляли из мушкетов и ружей в воздух.
Правда, после смерти Петра I традиция сошла на нет. И уже в тридцатые года XIX века о еловых ветках забыли. Например, в пятой главе «Евгения Онегина» подробно описывают подготовку к Рождеству и святочным гаданиям, а «Маскарад» Лермонтова происходит в Рождество. Ни в одном из этих произведений елки не упоминаются.
По немецкому обычаю
К началу 1840-х годов в среде образованных людей становится популярна немецкая литература. «Щелкунчик и мышиный король» Гофмана, «Девочка с серными спичками» и «Елка» Андерсена — эти произведения публикуют в журналах и обсуждают в литературных салонах. Мода на немецкое приводит к тому, что к концу 1840-х рождественские елки приобретают популярность. Например, уже в 1848 году выходит рассказ «Елка и свадьба» Достоевского. Там упоминаются знакомые атрибуты Нового года: елка, висящие на ней конфеты и украшения, подарки.
Поначалу елочки по немецкому обычаю ставили маленькие, но чем дальше традиция шла в народ, тем более русскими становились деревья, которые в конце концов превратились в настоящих гигантов. Праздник быстро стал статусным: именитые купцы и аристократы приглашали гостей, чтобы посоревноваться в роскоши — у кого елка выше, у кого украшения и подарки богаче. Люди победнее ходили в цирк, например к Саламонскому на Цветной бульвар: там ставили специальные новогодние представления, а Дед Мороз раздавал детям простенькие подарки.
Украшали елку плодами: яблоки, мандарины, чернослив — дань христианской традиции, отсылка к волхвам, которые принесли маленькому Христу «плоды земные». Мы не знаем, были ли у волхвов пряники, но вот на елки их точно вешали. Украшали дерево свечами, бумажными, а затем и стеклянными игрушками. А макушку елки ставили звезду — ту самую, Вифлеемскую, которая знаменовала рождение Иисуса.
Откуда взялся Дед Мороз
Большую роль в популяризации светского Нового года сыграли рождественские открытки. В начале XX века в России появились печатные станки, которые позволяли массово печатать небольшие цветные картинки, — и начался настоящий открыточный бум. Например, в Рождество с 1909 по 1910 год петербуржцы обменялись 10 миллионами открыток! На западный манер там изображали старика с большим мешком, который наряжает елку и оставляет подарки. Правда, имя у него появилось не сразу.
Старый Рупрехт, Елкич, Добрый Морозко, Святочный дед — по всякому называли Деда Мороза, пока окончательный образ еще не сложился. Большую роль сыграла сказка Одоевского «Мороз Иванович»: там впервые появляется знакомый нам седой старик, который живет в ледяном доме и спит на снежной перине.
Мороз-предок
В этом образе слились две традиции. С одной стороны, Мороза в славянской мифологии уважали, но боялись и старались всячески задобрить, чтобы не погубил скотину и урожай. С другой стороны, это не просто старый человек, а дедушка, который ассоциируется с предком-дарителем. Вот поэтому дети зовут волшебника все вместе: он становится как бы гостем, волшебным посланником из другого мира.
А что насчет Снегурочки?
Если у Деда Мороза есть братья на Западе, то Снегурочка — чисто русское явление. Она впервые появилась в пьесе Островского «Весенняя сказка», которую поставили в 1873 году. Тогда, кстати, внучка волшебника никому не понравилась: писателя раскритиковали, над пьесой смеялись в печати. Все изменилось через десять лет, когда Римский-Корсаков поставил по «Весенней сказке» оперу: Снегурочка стала известным персонажем. В журналах и газетах перепечатывали картину Васнецова, а в домашних театрах ставили оригинальную пьесу. Правда, в новогодний пантеон снежная девочка так и не вошла. Кукол вешали на елку, дети в костюмах Снегурочки читали стихи, но сопровождали Деда Мороза животные: зайчики, белочки, медвежата.
Новый год в СССР
После революции Рождество отменили — и елки прекратились. Так продолжалось до 1935 года, пока большевик Постышев не предложил вернуть праздник в массы. Каждый советский ребенок побывал на утреннике в школе или детском саду, дети по всей стране мечтали попасть на елку в Доме Союзов. Тогда же вернули Деда Мороза — и сразу вместе со Снегурочкой. Правда, вначале она была не внучкой и помощницей, а просто шаловливой девочкой, которая мешала волшебнику общаться с детьми.
Советский Мальчик Новый год
Кстати, а вы знали, что, помимо Деда Мороза и Снегурочки, в СССР был популярен Мальчик Новый год? Этот новогодний персонаж впервые появился в 1945 году в мультфильме «Зимняя сказка» — и сразу же завоевал популярность в народе, стал любимым гостем на утренниках. Играл его мальчик в возрасте от двух до десяти лет в красном или синем лыжном костюме, в вязаной шапочке и с цифрами нового года на груди. Новогодик, как его еще называли, символизировал предстоящий год, надежду на мир и благополучие после тяжелых военных лет. А в шестидесятые Новогодика часто изображали в космическом скафандре, в космосе, железнодорожником и строителем.
А что вы думаете про Новогодика? Хотели бы, чтобы он снова стал частью нашего Нового года?