Согласно опросу, когда родителей спросили, о чём они больше всего беспокоятся в отношении своих детей, большинство не назвали наркотики, глобальное потепление, политический кризис или экономическое будущее. Вместо этого две трети родителей ответили, что их больше всего беспокоит чувство собственного достоинства их детей.
Они правы, что беспокоятся. Чувство собственного достоинства порождает ряд негативных качеств: зависть, обиду, эгоизм, жадность, мелочное негодование, лень, отстранённость и отсутствие стойкости.
Зависть может быть частично вызвана тем, что детям дают слишком много и слишком легко — их балуют, не заставляя работать за поощрения. Тем не менее все знают бедных детей, которые всё равно чувствуют себя вправе, а также богатых, которые не чувствуют.
Таким образом, центральным фактором права является не количество хороших вещей в жизни ребёнка, а его отношение к этим вещам.
По сути, право на получение благ — это неблагодарность, а благодарность — это противоядие. Там, где право на льготы говорит: «Мне это причитается», благодарность говорит: «Мир мне ничего не должен». Там, где право говорит: «Я заслужил это», благодарность говорит: «Всё, что я получаю, — это подарок».
В то время как право собственности является источником многих пороков, благодарность, как сказал Цицерон, является величайшей из добродетелей, потому что она является источником всех остальных. Подтверждённые исследованиями преимущества благодарности похожи на список того, чего родители больше всего желают своим детям. С точки зрения физического здоровья, она укрепляет иммунную систему и улучшает сон, с точки зрения психического здоровья, она повышает устойчивость к стрессу и снижает уровень депрессии, а с точки зрения характера, она укрепляет такие качества, как смирение, сострадание, прощение и щедрость, а также чувство близости и связи с другими людьми.
Люди, испытывающие чувство благодарности, будь то молодые или пожилые, стремятся отплатить тем же, становясь лучшими людьми и оказывая поддержку другим. Счастье благодарности в том, что она не только приносит все эти преимущества, но и не является, как мы часто думаем, просто чувством — чем-то, что спонтанно происходит с вами. Скорее, это навык, который можно целенаправленно практиковать, совершенствовать и развивать в своих детях. Сегодня мы рассмотрим, как это сделать.
Как развить благодарность в ваших детях
Благодарность состоит из двух частей: подтверждение наличия хорошего в своей жизни и признание того, что источники этого хорошего лежат, по крайней мере, частично за пределами самого себя. Следующие методы воспитания благодарности у ваших детей работают на обе части уравнения.
Побуждайте их говорить «пожалуйста» и «спасибо»
Это самая простая из основ и привычка, которая формирует у ребёнка привычку к тому, что благодарность будет вплетена во все его ежедневные взаимодействия до конца жизни. Связь между «спасибо» и благодарностью очевидна, «пожалуйста» также работает в этом направлении, уменьшая требовательность, которая является признаком права.
Вы должны начать побуждать своих детей говорить «пожалуйста» и «спасибо» с раннего возраста, хотя большинству детей удаётся произнести эти фразы спонтанно только в возрасте от четырёх до шести лет. Могут потребоваться сотни «Что мы скажем?», прежде чем они сами выработают эту привычку. Просто продолжайте постоянно подталкивать их к этому.
Побуждайте их думать не только о себе
Дети по своей природе эгоцентричные существа. Им кажется, что мир вращается вокруг них, и они нечасто задумываются о жертвах, которые приносят те, кто создаёт этот мир для них. Родители могут помочь своим детям выйти за рамки этого узкого взгляда и больше думать о вещах с точки зрения их благодетелей.
Для этого эффективны три приёма:
- Укажите на намерения. С точки зрения ребёнка (или незрелого взрослого!), конечно, всё делается для них. Конечно, всё делается для них, всё им даётся. Регулярно уделяйте время тому, чтобы указать на то, что на самом деле это не так — что всё произошло не случайно, не по воле случая или естественным путём, а что кто-то намеренно сделал это для него или для неё.
Например: Мама смогла найти рубашку нужного цвета, потому что она намеренно пошла в три разных магазина, зная, как это важно для тебя. Твой друг специально поделился своим компьютером, чтобы ты не чувствовал себя обделённым. Конечно, хорошо, что официант нашёл ваши очки, но это не входит в его обязанности. - Спросите о стоимости. Постоянно обсуждайте с детьми тот факт, что когда люди решают сделать что-то для них, им приходится жертвовать чем-то ещё — своим временем, деньгами, личными предпочтениями и т.д.
Например: «От чего отказался твой брат, сводив тебя сегодня в кино?». «Как вы думаете, от чего отказывается ваш учитель школы, готовя уроки каждую неделю?». - Спросите, насколько человек помог вам.Детей следует учить стремиться к здоровому уровню самодостаточности, смиренно признавая, что они, как и все люди, также зависят от других (в детстве почти полностью!). Помогите им осознать этот факт, задавая такие вопросы, как «Насколько сильно твой друг помог тебе с домашним заданием?», «Насколько папа, приносящий твои записи в школу, помог тебе с уроками?».
Исследование показало, что если дать детям любую из этих подсказок, они почувствуют себя более счастливыми и с большей вероятностью будут выражать благодарность другим.
Ожидайте, что они будут писать благодарственные письма
Благодарность — это не только чувство, которое нужно испытать, но и моральная добродетель, которую нужно выразить. Говорить «спасибо» приятно, но когда кто-то делает что-то на расстоянии и не может поблагодарить лично (например, бабушка присылает подарок) или делает что-то особенное для вашего ребёнка, устной благодарности недостаточно, и уместна письменная записка. Получателю не только будет приятно знать, что его жест/подарок был принят и понравился, но и эффект бумеранга вернётся к написавшему. Исследования показывают, что и дети, и взрослые, которые пишут благодарственные записки, испытывают больший уровень счастья и благодарности.
Прививайте ребёнку привычку писать благодарственные записки как можно раньше, определяя форму записки в соответствии с его возрастом и когнитивными/письменными способностями. Вот некоторые общие рекомендации:
- 3-6 лет.Ребёнок может нарисовать картинку, а дети постарше могут подписать своё имя. Родители рассказывают о том, почему они делают записку, добавляют короткое письменное сообщение с благодарностью к творению своего ребёнка и адресуют конверт.
- 7-9 лет.Ребёнок пишет очень короткое, простое, 1-2 предложения благодарственного послания — «Спасибо за подарок», и подписывает его. Родитель может адресовать конверт, если ребёнок младше по возрасту и его почерк ещё сомнительно разборчив.
- 10+ лет:Ребёнок может добавить несколько предложений к своему простому выражению благодарности, описать, что ему понравилось в подарке или что он планирует с ним сделать, и, возможно, немного рассказать о том, что нового произошло в его жизни в целом. Ребёнок может адресовать конверт.
Поощряйте своих детей писать благодарственные письма как можно раньше после получения подарка/жеста, а не позже.
Поговорите об их родословной
Никто не может по-настоящему быть человеком, сделавшим себя сам, который заработал всё, что у него есть, поскольку сам факт его существования обусловлен существованием его предков. Его жизнь была построена на основе тех, кто пришёл раньше.
Обучение детей тому, что они являются частью истории, которая намного больше их самих, может уменьшить их эгоцентризм и сформировать корректное чувство собственного достоинства, позволяя им воспринимать свою жизнь как дар. Возможно, именно поэтому исследования показали, что одним из лучших предсказателей эмоционального здоровья и счастья ребёнка является его способность отвечать на вопросы об истории своей семьи.
Поэтому рассказывайте детям истории об их бабушках и дедушках, прабабушках и прадедушках и так далее. Рассказывайте о том, что вы узнали о своей семейной истории, проводя собственные генеалогические исследования.
Поощряйте благодарное созерцание
Отчасти причина того, что люди, как молодые, так и пожилые, не умеют благодарить, заключается в том, что наш мозг настроен на негатив. Позитивные моменты соскальзывают с нашего сознания, а негатив прилипает, как липучка.
Чтобы противостоять этому явлению, полезно чтобы мама и папа больше размышляли и впитывали всё хорошее, что происходит в жизни. Во время прогулки вы можете сказать: «Вау! Давай остановимся на минутку и посмотрим на этот закат. Он прекрасен». Выходя из дома дедушки и бабушки, вы можете напомнить им: «Разве не здорово, что твои бабушка и дедушка живут рядом? У некоторых детей бабушки и дедушки живут на другом конце страны, и они видят их всего пару раз в год». Поощряйте своих детей, чтобы положительные моменты почаще проникали в их мозг.
Вы также можете переместить благодарность на передний план сознания ваших детей, попросив их назвать то, за что они благодарны, когда они приходят домой из школы, когда вы сидите за обеденным столом или укладываете их спать на ночь.
Моделируйте благодарное поведение
В опросе, который был приведён в начале исследования, среди родителей, обеспокоенных чувством собственного достоинства своих детей, 85% винили себя в том, что они сами его породили.
Родители могут бороться против злоупотреблений, являясь примером благодарного поведения, которое они хотят видеть в своих детях. Лучшим предиктором благодарности ребёнка является благодарность матери или отца. Затем, это выражение благодарности в семье, поэтому стать примером для подражания, а затем поощрять благодарность, подкреплять благодарность, когда вы видите её в своих детях — это один из лучших способов воспитания благодарного ребёнка.
Супруги должны благодарить друг друга за всё, даже за рутинную работу, которую от них ждут — говорить: «Спасибо, что приготовил ужин», «Спасибо, что помыл посуду», «Спасибо, что вынес мусор», даже если это происходит каждый день. Помните, что никто ничего не заслуживает по своей природе — всё это дар. Пусть ваши дети также слышат, как вы благодарите официанта, кассира, стюардессу. Пусть они видят, как вы сами пишете благодарственные письма.
Отдавайте должное и хвалите других тоже. Отмечая успех, расскажите детям о других людях, которые помогли его реализовать.
Если вы хотите иметь благодарных детей, понаблюдайте, подходите ли вы сами к жизни с позиции получения того, что вам причитается, или с позиции восторга от того, что вам дано. Закон детской психологии, который работает всегда: благодарность чаще улавливается, чем преподаётся.
Ещё больше интересных материалов на нашем сайте:
Также подписывайтесь на «iDeaWay» в социальных сетях!