Хотя данная публикация посвящена роману братьев Стругацких «Улитка на склоне», ее не следует воспринимать как подборку иллюстраций к этому шедевру отечественной гуманитарной фантастики конца 60-х (времени, аккурат после «оттепели» начала 60-х). Это, скорее, ряд образов-аллюзий посвященных одному из символов романа – улитке, кстати, весьма популярному образу у художников различных стилевых направлений. В основе сегодняшней публикации лежит мой существенно переработанный и дополненный пост, опубликованный ранее в одной из художественных групп фейсбука.
Прошло уже более 50 лет с выхода второй части Романа бр. Стругацких, описывающих наше возможное будущее («Лес», вышедшая в 1966 г.). А первая часть «Управление», посвященная настоящему впервые была опубликована в 1968 г. Роман имел непростую судьбу и в полном объёме был издан за рубежом (Изд-во «Посев», ФРГ) только в 1972 г., а в СССР это произошло лишь в 1988 г. На мой взгляд, следует прислушаться к мнению братьев. Стругацких, считающих этот роман самым совершенным и самым значительным своим произведением.
Есть романы, которые можно включать в школьную программу, разбирать на уроках литературы их достоинства и поступки героев. А вот «Улитка на склоне» Аркадия и Бориса Стругацких не такая. Роман таков, что у каждого читателя может сложиться свое впечатление, зависящее от многих факторов, в том числе сугубо индивидуальных. Кстати и японские хайку при всей внешней простоте трехстиший настолько емки по содержанию, что каждый вправе иметь свою трактовку их смысла. Я не случайно упомянул Хайку, так как авторы сами пояснили, что название романа это аллюзия на хайку японского поэта Кобаяси Исса:
«Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!».
А в самом образе улитки они увидели медленное, но неуклонное движение человека и цивилизации вообще к некоторой, хотя и довольно удаленной цели…
Именно по причине многослойности романа и характерной для него индивидуализации восприятия читателем, я не буду распространяться об его фабуле, навязывать свою интерпретацию, а приведу лишь ряд значимых для меня цитат. Правду упомяну, что студентам кафедры государственного и муниципального управления, когда я преподавал в вузе, я рекомендовал этот роман, помимо «Дао дэ Цзин» Лао-Цзы, «Замка» Ф. Кафки и ряда других книг для дополнительного прочтения.
Попутно отмечу, что роман оказался чрезвычайно ёмок на запоминающиеся цитаты (I):
«- Увидеть и не понять — это все равно, что придумать.
И теперь ей, наверное, уже стало совершенно ясно все то, о чем раньше она только догадывалась: что никакой свободы нет, заперты перед тобой двери или открыты, что все глупость и хаос, и есть только одно одиночество…»
«– У меня всегда так, – сказал Перец. – Я всегда делаю наоборот. И потом, почему это обязательно человек должен быть простым и ясным?»
«- Или ты, может быть, не понимаешь, что это такое — нужен? Это когда нельзя обойтись без. Это когда все время думаешь о. Это когда всю жизнь стремишься к...»
«- Всё равно вы никогда не поймёте, что думать — это не развлечение, а обязанность...»
И, в заключение, еще несколько цитат из романа Бр. Стругацких (II):
«- Как же ты еще никак не можешь понять, что ничего нет на свете, кроме любви, еды и гордости. Конечно, все запутано в клубок, но только за какую ниточку не потянешь, обязательно придешь или к любви, или к власти, или к еде...»
«- Смысла жизни не существует и смысла поступков тоже. Мы можем чрезвычайно много, но мы до сих пор так и не поняли, что из того, что мы можем, нам действительно нужно. Он даже не противостоит, он попросту не замечает. Если поступок принёс вам удовольствие - хорошо, если не принёс — значит, он был бессмысленным... »
«- Ну, знаешь, потенциал — это дело темное. Я-то, вообще, с тобой не спорю, может быть, действительно в каждом сидит гений, да только что делать, если данная гениальность может найти себе применение либо только в далеком прошлом, либо в далеком будущем, а в настоящем — даже гениальностью не считается, проявил ты ее или нет. »
На этом пока всё. Искренне Ваш, Михаил Лукин. Особо признателен тем, кто, знакомясь с публикациями, оставляет комментарии, ставит оценки (лайки), и, тем более, подписывается. Рекомендую вам заглянуть в родственный канал по живописи Галерея АRTist и новый канал нашего друга Владимира Юданова «ВАША ИСТОРИЯ ИСКУССТВ»
#культура #искусство #живопись