Усадьба Любенск расположена в 15 км от железнодорожной станции Плюсса. Сейчас это основной мемориальный комплекс Музея-заповедника Н.А. Римского-Корсакова.
Впервые в Любенск Н.А. Римский-Корсаков вместе с семьёй на лето приехал в 1907 году, тогда ему было 63 года. Дом они сняли у Александры Викторовны Бухаровой, которая к тому моменту задумалась о продаже имения. Это очаровательное местечко очень нравилось всем членам семьи. Типичная маленькая скромная русская усадьба с деревянными жилыми домами и хозяйственными строениями (кроме сложенного из грубого камня здания конюшни) она возникла в середине XIX века.
К концу лета композитор договорился с владелицей о покупке усадьбы. За 13 тысяч 500 рублей Римские-Корсаковы получили дом и 8 гектаров земли. На следующий год семья композитора уже приехала на свою собственную дачу. По этому поводу Николай Андреевич написал: "Мама и дети хлопочут по хозяйству, а я смотрю и радуюсь: как приятно иметь собственность, да при том такую замечательную. Никакая наёмная дача не идёт ни в какое сравнение с собственной!".
Ее расположение на высоком месте (более 30 м над озером Песно) на склоне южной ориентации и наличие деревьев разных пород, в том числе лиственниц, лип и вековых дубов, позволили более 100 лет тому назад создать живописный усадебный комплекс.
Компактно сгруппированные Большой дом, Дача, Семейная, Конюшня, Птичник, Амбар, Малый дом и Ледник формировали часть усадьбы с хозяйственным двором и акациевым кружком с охватывающей его дорожкой, подводящей к крыльцу Большого дома. Три пруда - Овальный, Зеркальный и Озерцо придают живописность всей усадьбе.
Центральную композицию составляют расположенный на самом высоком месте Большой дом, расстилающийся перед ним просторный цветник, обрамленный слегка изогнутыми аллеями из сирени и акации, и Овальный пруд с группами дубов по сторонам, к которому спускается этот цветник. На той же композиционной оси по другую сторону Большого дома находятся Главные ворота усадьбы и акациевый кружок.
Локальные парковые композиции у Зеркального пруда с мостиком из березовых стволов через вытекающий из пруда ручей, беседка под старой липой, цветнички у Дачи и Малого дома - все это придавало особую прелесть и уют всей усадьбе.
В семье Римских-Корсаковых возникла мечта приобрести что-либо подобное для себя, чтобы не было необходимости каждый год подыскивать на лето дачу. Николай Андреевич, как и Надежда Николаевна, никаких наследственных имений или капиталов не имели. Но, после более чем 40 лет напряженного труда на поприще музыки, Николай Андреевич мог себе позволить купить небольшую усадьбу. Бухарова же оказалась в материально затруднительном положении и вынуждена была свою усадьбу с небольшим клочком земли (всего, вместе с самой усадьбой, около 20 гектар) продать.
Лето 1907 года, проведенное Николаем Андреевичем в Любенске, ознаменовалось необычайно интенсивным сочинением "Золотого петушка". Это был последний, блестящий всплеск его гения. Работа шла лихорадочно быстро, как будто он боялся не успеть ее закончить. Плохое состояние здоровья, подорванного напряженным на протяжении долгих лет трудом, заставляло его спешить.
Оперу свою он тогда в Любенске досочинил, но своей усадьбой, на которую осенью того же года была совершена купчая, долго пользоваться ему не пришлось. Переехав туда следующей весной после тяжелого приступа сердечной астмы, Николай Андреевич, несмотря на чудный воздух и полный покой, от болезни так и не оправился. Композитор скончался в Любенске в 1908 году.
Обе усадьбы - Любенск и Вечаша, где жил и творил Н. А. Римский-Корсаков, а Любенск еще и освященный кончиной этого великого музыканта, стали значительными памятниками культуры России, местом дорогим сердцу каждого русского человека.
Но судьба отнеслась к ним жестоко. С установлением в России в 1917 году советского режима территориями этих усадеб завладел местный совхоз. И с этого времени начались все беды. Жилые дома в Любенске, также как и в Вечаше, были заселены семьями рабочих совхоза, но ухода за зданиями не было. Многие дома позднее были разобраны, старинному парку тоже был нанесен большой ущерб.
Самый же большой урон был нанесен Любенску в конце войны 1941-1944 годов, когда при уходе немецких войск из этих мест все усадебные здания были сожжены. В усадьбе уцелели лишь каменная конюшня и, к счастью, фундаменты почти всех деревянных строений.
Решение Министерства культуры Российской Федерации создать единый Музей-заповедник на территориях Любенска и Вечаши появилось более 30 лет тому назад (апрель,1967). Вскоре взялись за реставрацию парка Вечаши. Восстановлением же Любенска занялись лишь с 1980 года, когда начались общие по Музею-заповеднику проектно-восстановительные работы, и на протяжении нескольких лет были составлены проекты восстановления всех строений и парка усадьбы.
Основой для них стали документы семейного архива Римских-Корсаковых, включающего более сотни фотографий Любенска 1907-1913 годов, а также рисунки, сделанные по памяти членами этой семьи, хорошо помнившими Любенск даже с мелкими деталями внешнего облика домов, их интерьеров и композиции парка. Усадебный парк стремились сохранить таким же, каким был при Николае Андреевиче.
Сейчас по аллеям с несколькими сохранившимися старинными липами подсажено много деревьев, обновлено дорожное покрытие аллей. На берегу озера Песно в Вечаше, у выхода к нему Купальной аллеи, сооружены мостки, идущие далеко в озеро, как это было, когда там жили Римские-Корсаковы.
За годы существования Музея-заповедника его сотрудники собрали много предметов деревенского быта XIX века и эта коллекция экспонирована в одной из комнат Главного дома.