В каждой стране система противодействия мошенничеству может быть устроена по-разному. К примеру, в России мы вдобавок ко всему активно занимаемся кадровой безопасностью. Западному же бизнесмену порой сложно объяснить, что это такое.
Там любое действие работника, любая ошибка в бизнес-операции — уже признак мошенничества. С таким сотрудником, как правило, расстаются не задумываясь.
Если человек неправильно делает свою работу — значит он плохой специалист. Если второй человек неправильно делает работу — значит у него плохой начальник, который не в состоянии обучить свой персонал. Если кто-то неправильно делает свою работу и есть признаки того, что нанесен или может быть нанесен ущерб предприятию — на Западе это однозначно мошенничество.
Если американец продемонстрировал, что не уважает права работодателя или базовые принципы вроде права частной собственности, приличной работы он не найдет. А мы в силу своего менталитета всё время ждем злого умысла: «Может он случайно эту операцию провел — он исправится, мы его обучим».
Второе важно различие — в западных компаниях, как правило, реализованы правила деловой этики и антикоррупционная политика, потому что на отсутствие этих нормативных документов очень плохо реагирует законодательство.
Например, если у нас есть зарубежный партнер и мы обращаемся либо в антикоррупционный комитет, либо сообщаем этому партнеру, что в поведении их дистрибьютора есть какие-то мошеннические или коррупционные признаки, они сразу на это реагируют. Потому что у них есть система внутреннего контроля, у них есть эти понятия и государство их наказывает за отсутствие реакции.
А если мы напишем партнеру в России, что наш общий поставщик попытался обмануть нас или пошел на коррупционные нарушения, нам ответят: «Зато у него дешевле. Он вас “нагрел”, а меня “нагревать” не будет».
Ещё в России не особенно распространен такой инструмент, как проверки на лояльность
— когда сотрудник с согласия работодателя попадает в ситуацию, в которой может поступить правильно или проявить нелояльность. Мы ничего не подстраиваем — просто контролируем процесс и наблюдаем.
С одной стороны, это дополнительный стимул для персонала правильно выполнять бизнес-операции. Ведь сотрудник не может быть уверен на 100%, проверка это или нет. С другой стороны — тест для DLP-системы: если сотрудник поступает неправильно, она должна сигнализировать об этом.
- Больше об экономической безопасности в Telegram-канале КРЭБ АИС