А ведь и Христос – Учитель. Божественно талантливый, если вообще к Всевышнему применима такая земная мерка способностей. Вряд ли об этом в свои 17 лет, выбирая профессию педагога, думала Виктория Серебрянская из Евпатории, ныне блестящий филолог и журналист. Но через 20 лет, не оставляя журналистику, она вернулась в педагогику. Христианскую, став учительницей в воскресной школе «Купель» при евпаторийском храме во имя святителя Луки. Чтобы затем возглавить саму школу, продолжив славные профессиональные семейные традиции.
ЛЮБВИ ХВАТАЕТ НА ВСЕХ
Казалось бы, стезя мамы нашей героини, Галины Георгиевны, была предопределена: учителю математики в общеобразовательную школу прямая дорога. Но, как известно, пути Господни неисповедимы.
– Вскоре после окончания вуза мама замуж вышла, потом появилась я, затем сестра – в общем, хватало забот, – вспоминает Виктория Алексеевна. – Когда возникла необходимость пристроить нас в детский сад, маме сказали, что её возьмут, если она устроится туда воспитателем. И она пошла. А потом прикипела и проработала двенадцать лет. Дети называли её второй мамой. За эти годы разное случалось. Однажды мама пришла с работы намного позже обычного и не одна, а вместе с воспитанницей. Ей дали поесть, уложили спать. Ребёнок был из неблагополучной семьи, родители попросту забыли девочку забрать из садика, а сами из дома куда-то ушли и малышку вести оказалось некуда. Годы спустя мы с мамой встречали её повзрослевших воспитанников, и те, не сговариваясь, повторяли, что о своей «второй маме» до сих пор вспоминают с благодарностью. Конечно, я очень гордилась мамой и чувствовала, что её любви хватает на всех.
По словам Виктории, стать учителем она твёрдо решила ещё в школе. И с направлением определилась – филология.
– Мне всегда нравились русский язык и литература, сочинения всегда на пятёрки писала, – рассказывает она. – У нас в евпаторийской школе № 2 преподавали образцовые учителя. От них всегда исходило душевное тепло. Притом что все держали дистанцию, никто не фамильярничал, некоторые даже были с детьми на вы. Не забуду, как учитель истории на память в дневнике, когда я оканчивала школу, написал: «Не нам..., не нам, но имени Твоему». Взял и загадку кинул – сиди разгадывай. Позже, когда я уже училась в университете, узнала, что это цитата из Псалтыри.
Будучи от природы талантливым художником, сразу после школы Виктория пошла работать – куда бы вы думали? – в детский сад. Да ещё экспериментальный. Художником-оформителем. Там создавала предметные картинки для психолога, логопеда и для начальной школы (воспитанники детсада всей группой переходили в первый класс в том же образовательном комплексе), в изостудии вела у малышей уроки рисования.
ЗАДАТЬ ВЕКТОР
Как ни удивительно, но навсегда останется тайной, вернулась бы когда-нибудь Виктория в педагогику, не пойди она в журналистику. Ведь именно благодаря работе в сфере медиа познакомилась с будущим настоятелем евпаторийского храма во имя святителя Луки протоиереем Владимиром Бадахом.
– В то время отец Владимир возглавлял пресс-службу Евпаторийского благочиния и регулярно приносил в редакцию местной газеты, где я работала, информацию о церковных праздниках и событиях городской церковной жизни, – говорит Серебрянская. – Спустя некоторое время он пригласил меня как журналиста и фотографа в пресс-службу благочиния, а в 2014 году – уже в воскресную школу. Поначалу там я преподавала декоративно-прикладное искусство. Впоследствии настоятель предложил перейти к преподаванию главного предмета – Закона Божия. Было очень волнительно (улыбается. – Ред.)
Уже через четыре года Виктория стала директором воскресной школы «Купель». Когда принимала руководство, в школе преподавали три предмета. Сейчас их восемь. Преподавательский состав – жемчужное ожерелье влюблённых в своё дело людей.
– У нас дети получают то, чего не даёт школа общеобразовательная, – говорит педагог. – И всё им интересно. Тот же эстетический вкус у ребёнка нужно развивать. Тут дети без специальной подготовки, без особых талантов к рисованию, к восприятию произведения искусства чувствуют, что такое художественное полотно, особенно на библейские сюжеты, и какое впечатление такая картина производит на зрителя. Год назад я пригласила в школу замечательного искусствоведа Ольгу Васильевну Волкову, за плечами которой более 40 лет преподавания в Евпаторийской детской художественной школе. Она с радостью приняла моё предложение, второй год в «Купели» ведёт интереснейший предмет «Библейские сюжеты в искусстве». По собственной инициативе стала преподавать у нас и основы классического рисунка.
Помимо этих дисциплин и Закона Божия, в воскресной школе проводят уроки вокала, хореографии, декоративно-прикладного искусства. Открыт также иконописный класс. Перед тем как начать с детьми работу по прорисям над той или иной иконой, педагог рассказывает об истории её появления, о чудесах по молитвам к святому, о прошении, с которым верующие обращаются к заступнику Божию. Преподаватели школы убеждены, что дети, впитывая христианское учение и знакомясь с житиями праведников, и сами постепенно меняются к лучшему.
Срок обучения в «Купели» – четыре года. Но некоторые воспитанники продолжают посещать занятия и по завершении четырёхлетнего цикла. Сейчас в школе обучаются 30 детей в возрасте от пяти до 13 лет.
– В конце года мы в интерактивной форме проводим экзамен с подарками-призами, – рассказывает директор воскресной школы. – У ребёнка есть возможность за свои знания получить не оценку, а нужную для творческого развития вещь, которая непременно в работе пригодится, будь то деревянные заготовки для росписи, хорошие кисточки или другие инструменты для рисования.
Сверхзадачу воскресной школы, по словам Виктории, сформулировал настоятель храма во имя святителя Луки протоиерей Владимир Бадах. На недавнем праздновании десятилетия необычного образовательного учреждения он сказал, что, выйдя из стен воскресной школы, её воспитанники станут нормальными, адекватными людьми, ведь учителя «Купели» помогают родителям вырастить человека таким, каким его задумал Бог.
– Ребёнок может больше в жизни своей не писать икон, но, придя в храм, он поймёт, кто на иконе изображён, он прочтёт храмовую роспись как открытую книгу, – говорит Виктория Алексеевна. – Мы стараемся помочь каждому растущему человеку, которого нам доверили, стать лучше. Уникальность христианства в том, что к Богу приблизиться может любой. Мы, учителя, должны задать этот вектор, правильный. И у ребёнка непременно появится внутренний камертон, который поможет различать, где добро, а где зло.
Алексей ВАКУЛЕНКО