Найти в Дзене
Spectrum

Как вкус может вызывать ностальгию?

О чем мы вспоминаем, говоря «вкус детства»? У каждого он свой, и возможно, мы даже не помним, что именно в детстве давало нам ощущение похожей ароматики, но как только мы ее чувствуем, становится сразу же так тепло на душе, и мы погружаемся в тот самый «вкус детства». Вкус детства – это то, к чему нас приучили. Что приводит в восторг или причиняет боль. Что определяет художественные предпочтения и поведение. Вкус детства, если угодно, – это наша аутентичность.

Меня зовут Виталий, я тренер по продукту компании Spectrum. Сегодня хочу рассказать про ароматическую ностальгию. Что это? Как может проявляться? А главное почему? Несомненно, вам будет интересно погрузиться в мир вкусовых ощущений и узнать немного больше о таком феномене как «вкусовая ностальгия».

Чувство ностальгии – это процесс, при котором наш мозг реагируя на знакомые сигналы (музыка/телепередачи/еда/вещи/места и т.д.), начинает воспроизводить моменты, которые мы переживали. Ностальгия – прекрасное чувство особенно если оно связанно с ароматом, оно знакомое, тёплое и нечёткое, которое несомненно вызывает давно потерянные положительные воспоминания. Говоря о терминологии, то существует 2 значения. Первое напрямую связано с этимологическим происхождением слова, сложенного из двух частей: nostos – возвращение домой и algos – страдание. То есть буквально означает тоску по родине. Второй и основной смысл употребляется в бытовом значении: тоска о событиях, временах, местах с которыми связаны приятные воспоминания. О приятных воспоминаниях, мы сегодня с вами и поговорим.

Абсолютно все запахи, это химические соединения, которые хранятся в нашей памяти. Так вкусная летняя клубника отличается от той, что куплена в магазине или десерт из детства и тот же десерт, но купленный сейчас, мороженное которое мы полюбили раньше от того, что покупаем сейчас. Все это относится к контакту ароматов, который наш мозг запомнил тогда, именно в тот момент и сохранил. Сохранил он не только сам вкус, но и то ощущение, тот момент, в котором вы находились. По словам ученых, процесс формирования комплексных воспоминаний связан с взаимодействием гиппокампа и переднего обонятельного ядра (anterior olfactory nucleus, AON), расположенного в переднем мозге. Гиппокамп отвечает за консолидацию (объединение) воспоминаний, то есть процесс их перехода из кратковременной памяти в долговременную. AON играет важную роль в восприятии ароматов, но остается малоизученным. Так ностальгию мы можем объяснить с научной точки зрения, теперь давайте подумаем о настоящих чувствах и ощущениях.

Я на 99% уверен, что у вас были случаи, когда при курении кальяна, вы чувствовали аромат, который вы уже где-то, когда-то пробовали, и он такой приятный, но вы не можете понять, что это и откуда он вам знаком.

Это как раз и есть ароматическая ностальгия. Не так давно, я принимал участие в создании новых ароматов линейки Mix line. Совместно с технологами, мы трудились над ароматами, которые бы у большинства людей вызывали ностальгические ощущения. В виду нашего возраста, выбор пал на 00-ые и конечно же всеми любимые сладости. Если в нулевые вы жили на просторах СНГ, то торговые марки «Рыжий Ап», «Скелетоны» или «Tutti Frutti» для вас не пустой звук.

Нам так хотелось передать это ощущение вкусовой ностальгии, что мы, перебирая сотни ароматизаторов наконец-то приблизились к воплощению задуманной нами идеи. Так на свет появились такие вкусы, как:

«Tutti Frutti» – в меру сладкий, конфетно-жвачный фруктовый аромат. На JohnCalliano Christmas по мнению гостей, показал себя как тот самый аромат из детства, а 90% опрошенных людей подметили, что это вкус тех самых жевательных конфеток, которые им нравились тогда, десятилетие назад.

«Pink bomb» (кислый мармелад) - играл на 2 фронта, так для тех кто любит, например, кислые мармеладки от «Chupa-Chups» именно с ними он и ассоциировался.

А вот люди, которые кислые конфетки ели только в детстве, подмечали, что при курении сразу вспоминают школьные времена и конфетки «кислинка» или суперкислую «Fruittella».

Нам всем иногда так хочется оказаться в прошлом, хотя бы на день. Говоря о нем, мы вспоминаем музыку, которую слушали, и телепередачи, которые смотрели на бабушкином ковре, мультфильмы, которые нам нравились тогда, и все это кажется намного лучше, чем нынешние новомодные группы, песни и телепередачи. Дело в том, что в 99 процентах случаев мы получаем самое большое большее удовольствие от первого опыта, так оригинальная версия песни или фильма для нас самая лучшая; тот дом, в котором мы выросли, кажется роднее и больше, чем любой другой. И любая история кажется интереснее и убедительнее, когда мы слышим ее в первый раз.
И конечно же вкус, тех самых пельменей, той самой булочки с маком или любимого напитка. К сожалению, время не вернуть, но ведь на пару мгновений можно туда перенестись, например за счет своих вкусовых ощущений, и тогда это станет неоценимым удовольствием. Мы, в команде Spectrum, продолжаем развивать и создавать наши ароматы и новые вкусы для того, чтобы в один прекрасный момент, вы остановились и почувствовали «тот самый вкус детства» и улыбнулись, и тогда для нас это будет самой большой наградой.