Найти в Дзене
Хлеб с маслом

Раин рай

-Кто на дачу зимой ездит? - Маруся вытаращила бледно-зеленые глаза на соседку, которая обмолвилась, что завтра уезжает в дом, где провела детство.

-Марусь, так все надоело, знала бы ты - Рая полоснула себя пальцем по горлу - во как! Я отпуск на работе взяла на две недели. В деревне и проведу его.

Соседка Маруся, картинно подбоченясь, медленно качала головой, не иначе, как Рая ополоумела? Ну ладно летом, а зимой? Что там делать? Ни отопления, ни цивилизации, ни магазина... В глушь собралась.

Рая словно мысли приятельницы прочла и заверила:

-Никакая это не глушь. Магазин есть даже. От нашего города всего шестьдесят километров. Ой, ладно, Маруся, - женщина шутливо махнула рукой - некогда мне, еще припасов с собой надо взять, да за билетом на вокзал ехать. Заодно расписание узнаю, вдруг его за столько лет поменяли?

Рая попрощалась с соседкой и пошла домой. В свои сорок лет у нее не было семьи и детей. Так сложилось, что особо и ухажеров не было. Был на работе Юрка Богомолов, так он не одной юбки не пропускал. Рая думала, что с ней он может станет серьезнее, даже жили с ним несколько месяцев и в отпуск ездили в Крым.

Эх, красиво там, конечно... Бесконечно-синее море с белыми барашками волн упирается в горизонт, сливаясь с небом, образуя словно синий полукупол, подсвечиваемый закатным солнцем...

Небольшие рощицы сосны и самшита, прогретые на солнце с терпким запахом душистых трав, от которого приятно кружится голова, ароматные персики и сочный виноград...

Рая даже дельфинов видела с безлюдного пляжа, куда она забрела одна гуляя по окрестностям пансионата, пока Юрка храпел в дневной сон. В тот момент, когда эти грациозные животные выныривали из воды, она на минуточку почувствовала себя бесконечно счастливой! Сердце так и колотилось в груди, пытаясь выпорхнуть оттуда птицей и мчаться вместе с дельфинами в морскую даль...

Вот и все приятные Раины южные воспоминания.

Юрка тогда пил много местного вина. А, что? Отпуск же! Правда потом уже, по приезду в родной город, ее спутник все чаще прикладывался к бутылочке. Правда буйным не был, на этом спасибо.

Рае кумушки нашептали, что Юрка был женат по-молодости, да из-за своей бесшабашности и профукал семью. Балбес, одним словом. Так бобылем и остался, хотя его этот факт, похоже, не напрягал. Расстались они мирно, без заламывания рук и битья посуды. Нечего им было делить.

Фото с Pinterest
Фото с Pinterest

Оставался у нее домик в деревне, где она провела детство. Мама умерла еще три года назад и с тех пор Рая туда не приезжала. Все как-то некогда.

Человек порой крутится в колесе жизни, а потом бывает резкая остановка и будто оценивает себя со стороны - а что у меня есть? А что мне терять? Что я заработал в контексте нематериального? Стал ли степеннее, мудрее? Счастливее?

Не ко всем, правда, такие мысли приходят. К Рае пришли в сорок. И так ее потянуло в родной дом, что за всю жизнь так не тянуло.

"Ура, наконец-то поеду!" - думала женщина, собирая в приподнятом настроении свои вещи и складывая их в небольшой потертый чемодан, которому было лет точно столько же, сколько его хозяйке.

Рая позвонила на вокзал, узнала расписание электричек. Надо же, оно не изменилось еще с тех пор, как она маленькая с мамой приезжала на местный рынок.

Там они покупали все самое необходимое: стиральный порошок, душистое мыло, гвозди, свечи, спички - все, что необходимо в хозяйстве. Ну, конечно, сладкую сдобу - Рая любила слоеные "язычки" присыпанные густо сахаром в привокзальной кулинарии. А уж когда была "лишняя" копеечка, то мама покупала небольшую металлическую креманку жирного пломбира.

-Пломбир от слова пломбы? - маленькая Раечка распахнутыми круглыми глазенками смотрела на смеющуюся маму.

Потом брали сумку на колесиках и катили назад на платформу, где высились на башне большие старинные часы со стрелками в мелких завитушках.

Они и сейчас здесь были. Только Рая стояла уже взрослая и без мамы.

А электрички будто совсем не меняются! Все те же. Народу, правда, намного меньше, чем раньше. На машины что ли все пересели? Или в деревню никто не ездит особо...

Домик Раю встретил заросшим садом из трех яблонь и кустов смородины, покосившимся крыльцом. Хорошо, что снега много не было, а то бы не откопала вход. Раньше-то как заметало, по самые окна!

Открыла навесной замок, положив его на полочку у оконца в сенях. Толкнула дверь в основную комнату. Печка стояла сбоку, рядышком кухонный стол, но на нем не ели, а готовили. А обедали за большим столом в комнате. На стенах висели портреты бабушек и дедушек. На полу, у стола лежал разноцветный коврик, связанный из крупной пряжи еще давным-давно.

В соседней комнате пара кроватей, старый телевизор, ковры на стенах, полочки, шкаф видавший виды. Да и не надо больше ничего.

Рая поставила сумки и пошла в сарай, где лежали дрова. Набрала целую охапку, вернулась в холодный дом. Женщина проверила печь - все в порядке, слава Богу.

Через полчаса стало теплее. Рая выложила продукты в кухонный шкаф, а те что портятся быстро отнесла в сени на холод.

Интересно телевизор работает? Рая включила и, о чудо, надо же, работает. Правда не так хорошо, но смотреть можно, если хочется.

Пока Рая хлопотала по по хозяйству, в окно постучали. Это пришла Марья Дмитриевна соседка.

-А я смотрю дым из трубы валит и сразу подумала, что это ты приехала. Здравствуй, Раечка - Марья Дмитриевна стояла на пороге в теплом пальто и клетчатом платке, протянув руки хозяйке дома.

Рая очень обрадовалась, она знала старушку с детства, та была немного младше матери. Сели чаевничать. Марья Дмитриевна рассказывала о себе, о деревенских новостях. Интересовалась, как Рая поживает.

-А у нас представляешь, Григорий Акимов мост через реку построил! - Марья Дмитриевна откусила кусочек халвы, запивая черным чаем - теперича на огороды ездить легше стало людям.

Рая замерла. Григорий был ее страше на три года, они вместе в школе учились. Тогда Гришка и впрямь был первый парень на деревне. На мотоцикле гонял да и внешне был очень приятным.

-В деревню он воротился из города сразу, как жена его беременная погибла в аварии - Марья Дмитриевна вопросительно подняла брови - что не знала? Да, вот она кака жисть. Эх уж...

Они немного притихли, потом разговор потек в другое русло. За окном стемнело стремительно, Рая вышла проводить соседку до дома. Кое где зажгли фонари. Пошел снежок.

Тишина. В ночном небе висел тонкий полумесяц в окружении редких мерцающих звезд. Она любила смотреть на небо.

Как-то с подружкой Надей в школьной библиотеке они крутили глобус звездного неба и рассуждали вслух, вот бы посмотреть на звезды в телескоп. Их услышал Григорий Акимов сначала посмеялся, а потом сказал, что у его дяди в городе есть телескоп и они даже через него рассматривали Луну. Но в городе это не то. Вот в деревне все ж лучше через него смотреть! Дядя подарил телескоп племяннику, ему был уже не нужен, а молодежи все интересней.

Они условились, что через три дня вечером соберутся на пригорке за деревней можно будет посмотреть на майские звезды. Авось и комету увидим!

Народу тогда собралось много! Местные девчонки не упустили такую возможность побыть рядом с Григорием, строили глазки и громко смеялись. Ну и в телескоп, конечно, смотрели по очереди. Рая тогда стояла немного в стороне и Григорий сам позвал ее посмотреть.

-Что же ты в стороне стоишь, сама же очень хотела посмотреть больше всех? - Григорий улыбаясь смотрел на смущенную Раю - смотри, вот сюда.

Она видела мерцающие небесные тела несколько тускловато, но все равно эмоции от того вечера остались на всю жизнь. Потом они жгли все большой компанией костер и пекли картошку. Рая несколько раз замечала на себе задумчивый взгляд Григория в тот вечер. Летом он уехал поступать в городской институт, да и остался там. Больше Рая его не видела.

Она еще немного постояла у забора, отметив про себя, что вот весной надо бы подлатать его. И садик расчистить. И кусты малины посадить. Да много чего еще нужно.

Засыпая в теплой кровати Рая почувствовала себя будто в детстве. Уже проваливаясь в крепкий сон, она представила, что завтра проснется от запаха блинов на кухне.

Утром, замешивая тесто, заметила грейдер на улице, он расчищал центральную дорогу.

-Вот и прекрасно. В магазин пойду, заодно зайду к Марье Дмитриевне, может ей что нужно.

В маленьком магазинчике, расположенном в старинном здании, построенном лет семьдесят назад, располагался еще и сельсовет. При выходе Рая нос к носу столкнулась с Григорием Акимовым. Он сразу узнал ее:

-Рая?

-Привет, Гриша. Как дела? - Рая не верила свои глазам, что такое возможно. Вот только вчера они с соседкой говорили о нем, а сегодня - пожалуйста, собственной персоной!

-А я вот к отцу приехал. Часто в последнее время тут бываю, - он улыбнулся - на родину тянет.

-Я слышала, ты мост построил - Рая смотрела на него во все глаза.

Григорий махнул рукой, мол, пустяки, давно надо было.

Они немного поговорили обо всем и не о чем и разошлись. Рая отдала Марии Дмитриевне продукты, которая та заказала и пошла домой.

В следующие дни Рая убиралась в сенях и в бане около дома. Из комнат выкинула ненужный хлам и старые тряпки. Сразу в доме сделалось свежее. Как-то утром Рая завтракала и отметила про себя, что с вечера у Марьи Дмитриевны горит свет на кухне. Вроде светло на улице. Решилась проведать пожилую женщину.

На стук никто не вышел. Взволнованная Рая быстро вошла в дом и увидела еле дышащую Марью Дмитриевну, лежащую на диване. Господи, почему же она еще с вечера не пришла! Старушке было плохо. Нужно скорую вызывать!

Эх, приехала бы она еще быстро! Телефон не ловил сеть и Рая побежала в сельсовет, у них имелся стационарный телефон, оттуда она и вызовет скорую.

Уже на подступах к сельсовету около запыхавшейся Раи остановилась машина, Григорий высунулся из окна и спросил, куда это она так спешит. Рая где словами, где жестами объяснила, что пожилой соседке совсем плохо. Григорий скомандовал:

-Садись, поехали!

Марью Дмитриевну привезли вовремя в больницу, если бы еще пару часов протянули, то кто знает, чем бы это кончилось.

Когда они сидели в коридоре, к ним вышел старенький доктор:

-Ну что, семья, вашей маме повезло. Вовремя вы приехали. Она, конечно, останется здесь, минимум на две недели, но потом, думаю, если все будет хорошо, выпишем! Аккурат к Новому году!

Рая с Григорием переглянулись, улыбнувшись. Доктор подумал, что они муж с женой, ну надо же...

Когда машина остановилась у Раиного дома, она повернулась к водителю:

-Спасибо, Гриша, если бы не ты, не знаю, чего и ждать...

-Пустяки. На моем месте так поступил бы каждый. Тем более, что я Марью Дмитриевну знаю с детства.

Они попрощались.

Вскоре Рая засобиралась назад в город. Быстро же пролетели две недели! С неким сожалением она обернулась на свой дом, потом на дом Марьи Дмитриевны и пошла на остановку.

В городе она погрузилась в свои дела, работу, но вечером оставаясь одна, вспоминала свой дом, соседку, и Гришу. Марье Дмитриевне она звонила в больницу, женщина шла на поправку. Они стали потом периодически созваниваться.

На майские праздники Рая поехала снова в родной дом. На рынке у вокзала купила несколько кустов малины для посадки. Пока ехала в электричке душа пела от того, что едет домой, от просыпающейся природы, от пьянящего загородного воздуха.

Мария Дмитриевна приготовила по такому случаю огромный пирог с картошкой и зеленым луком, выращенным на собственном подоконнике.

Ах, как хорошо-то дома! Рая все чаще ловила себя на мысли, что только в деревне она настоящая. А в городе все не то.

Народу в деревне заметно прибавилось, дачники приехали обработать родные шесть соток, на улицах стало оживленнее.

-А я тебе говорила - Марья Дмитриевна наливала вторую чашку чая с душицей для Раи - вот с весны до осени у нас жизнь просыпается. Приезжают городские, внуков на лето кто-то отправляет да и просто на природу выбираются.

Рая расчистила сад, убрала сухие ветки, посадила малину перед окном. Знакомая из магазина поделилась рассадой многолетних неприхотливых цветов. Рая не сразу заметила Григория. Он стоял, облокотившись на забор и наблюдал, как она роется в земле.

-Надо было кусты роз купить еще - бубнила Рая под нос сама себе.

-А что же не купила? - Григорий рассмеялся.

-Ой, как ты меня напугал! Привет, Гриш - она слегка покраснела, поправив платок на голове.

-А я тебя увидел ты из магазина шла. Рая помнишь много лет назад, мы собирались с ребятами на пригорке, когда я телескоп приносил?

-Конечно, помню.

-Так вот. Сегодня такой безоблачный день, надеюсь, что вечер тоже будет таким. К тому же Луна растущая. У меня, кстати, телескоп новый, - он немного помедлил, потом поднял глаза на Раю - пойдешь смотреть?

Она бы от радости прокричала на весь мир, но видимо от нахлынувших чувств просто кивнула и улыбнулась.

-Ну тогда я за тобой зайду - сказал Григорий отходя от забора.

-Хорошо - ответила Рая.

Сердце бешено колотилось. Совсем как тогда в библиотеке, когда парень предложил им, девчонкам, вечером сгонять на пригорок.

"Господи, Рая, тебе сорок лет, ну какие страсти? Хотя одни говорят, что в сорок жизнь только начинается, другие твердят, что в сорок все радости жизни идут уже к закату. Хм, ну это смотря как воспринимаешь. Кто-то становится впервые мамой, а кто-то уже и бабушкой". Рая стояла перед большим старинным зеркалом, который делал еще ее дед, вглядываясь в свое отражение.

Вечером Гриша постучал в окно. Сердце Раи сначала упало, потом начало часто-часто биться.

Они шли по вечерней улице, которая плавно погружалась в сизые сумерки. Первые звездочки уже подмигивали на темнеющем небе, словно переглядываясь с Луной. Пара удобно расположилась на предусмотрительно расстеленной куртке Григория.

Млечный путь разлил перед ними свое звездное царство. Телескоп, конечно, был любительский, но так ли это важно, когда человек, который тебе очень нравится рядом с тобой?

Григорий много рассказывал о своем увлечении астрономией, вспоминали детские годы, знакомых, много смеялись.

Григорий провожал Раю уже за полночь. У забора он привлек ее к себе и поцеловал. В те короткие майские выходные все дни и ночи они проводили вместе.

В августе они поехали на Кавказ, там Григорий сделал Рае предложение. Они уже строили планы на совместную жизнь, которой, к сожалению, не суждено было сбыться.

Гриша ехал в роддом к Рае, когда его автомобиль на полном ходу снесла фура. Шансов не было.

Окончательно не погрузиться в беспросветное горе помог ребенок. Когда Сашеньке исполнилось семь, мама подарила ему папин телескоп и карту звездного неба.

Когда Раю спрашивают о том, довольна ли она своей жизнью, та отвечает, что бесконечно благодарна Богу и Вселенной за то, что они ей приоткрыли завесу настоящего земного рая, пусть не надолго, а совсем чуть-чуть она ощутила себя настолько счастливой, что хватит теперь на всю жизнь. Она непременно увидит своего Гришеньку, только это будет потом, через много лет. Он будет ждать ее на одной из звезд, которые когда-то показывал в телескоп.

Читайте также "Рецепт счастья"