Да, это итальянское палаццо. Нет, мы не в Венеции, но в Северном её исполнении. Да, все интерьеры и обстановка подлинные - второй половины 19 века. Нет, это не музей. Да, попасть туда можно! И очень нужно, если только вы хотите испытать на себе атмосферу великокняжеского изобилия, великолепного вкуса хозяев и бережного отношения к истории!
Попасть в этот дворец мне удалось в тот самый день, когда в Петербурге шел ледяной дождь: деревья, скульптуры, решетки мостов покрылись стеклянной глазурью, а дороги превратились в каток. Но я ни о чём не жалею! Потому что в тот день я познала истинное великолепие! Побывав во дворце Великого князя Владимира и совсем немного соприкоснувшись с историей этой красивой во всех смыслах семьи, я, немного больше осознала значение слов "достоинство", "величие", "красота личности".
Владимир Александрович - сын императора Александра II, рос среди роскоши, искусства и обязательных протоколов в Зимнем дворце. В подарок на 20летие, в 1867 году, получил большой участок земли между Дворцовой набережной и Миллионной улицей, где и построил резиденцию для своей семьи. Заехал во дворец Великий князь вместе с супругой, немецкой принцессой ставшей Великой княгиней Марией Павловной, в день своего бракосочетания - 16 августа 1874 года.
Особняк построил русский зодчий Александр Иванович Резанов. Дворец такого масштаба был построен за год и был готов в 1868 году, намного больше времени понадобилось на отделку интерьеров. Эта работа шла ещё 5 лет. И это понятно, ведь интерьеры здесь настолько разноплановы, как и грандиозны!
Итак, прогуляемся?
Входная группа стоит отдельного пассажа: она сохранилась со времен первых хозяев и только обратите внимание на ручки, м? Кстати, дверные ручки считаются автографом архитектора, ибо как ещё "подписать" дом? Вспомните ручки "орлиные лапы" в Зимнем дворце - именно так подписывал свои работы Андрей Иванович Штакеншнейдер.
Пройдя сквозь двойные дубовые двери у посетителя есть выбор: пойти прямо и попасть в приемную Великого Князя или повернуть налево и подняться по великолепной лестнице в парадные интерьеры на второй этаж. Здесь я хочу отметить, что половина Великого князя была на первом этаже потому, что по работе и призванию он принимал очень многих и слыл человеком очень отзывчивым. Но нам на лестницу, поэтому поворачиваем налево и сразу попадаем в потрясающей красоты интерьер, где микс мрамора, дерева и фарфора создают ВАУ-эффект.
Поднявшись на проем выше, мы окажемся во французском дворце эпохи ренессанса: беломраморная лестница, изгибистые светильники, обильная резьба и лепнина, уникальные для России зеркала с росписью, а венчает все это - расписной плафон руки Василия Васильевича Верещагина ("Апофеоз войны" в Третьяковской галерее помните?). В этом месте дух захватывает еще больше.
Сначала лестница была одинарной, что делало проход гостей в парадные залы не очень удобным, поэтому немного позже хозяева пригласили Максимилиана Егоровича Месмахера для устранения этой эргономичной помарки. И мастер справился с этой задачей в своей смелой манере: разобрал стену и построил вторую часть лестницы, ведущую прямо к танцевальному залу. Так появилась изогнутая часть лестницы, а сама парадная лестница стала распашной.
Теперь можно выбрать: пройти в половину хозяйки Великой княгини Марии Павловны или в парадные залы. И я выбрала (на самом деле нет, просто так организована экскурсия) первый интерьер ведущий в половину хозяйки - Малиновую гостиную. До постройки второй части лестницы, гости проходили через этот зал. Насыщенный малиновый цвет выбран не просто так - это цвет двора Великого князя. Появление лошадей или людей в одежде этого цвета означала, что прибыл августейший Владимир Романов или члены его семьи.
Парадная гостиная в стиле итальянского возрождения обставлена и декорирована была самим хозяином. Владимир Александрович с детства имел интерес к искусству и тонкий вкус, что позволило ему впоследствии стать президентом Академии Художеств.
Семья Великого князя собирала живопись, предметы прикладного искусства, редкие книги. Все это обильно украшало резиденцию, а некоторые предметы сообщали и о других интересах хозяина: князь имел страсть к охоте, гастрономии и виноделию. Поэтому дом украшала живопись со сценами охоты, коллекция оружия, а в подвале был самый изысканный винный погреб Петербурга на 16 000 бутылок.
Золотая гостиная, первый интерьер в половине Марии Павловны, выполнена в любимом стиле Великой княгини - рококо. Резные двери, лепные завитки на стенах и потолке, люстра, мебель, статуэтки, действующий камин из песчаника - оригинальные. Лишь мейсенская ваза - подарок родителей принцессы, является точной копией, но так же тонка и изящна.
Кабинету Марии Павловны повезло меньше: утрачена мебель и шелк со стен, но лепнина, камин и расписной плафон "Аллегория утра" руки В.В. Верещагина - подарок Императрицы на свадьбу - сохранились! И можно легко себе представить, как Великая княгиня, сидя за рабочим столом наблюдала течение Невы и писала, писала, писала...Мария Павловна была известной меценаткой и благотворительницей, а также слыла тонким дипломатом. Возможно, благодаря именно ей, после революции 1917 года, дворец получил охранное свидетельство Германского Генерального консула и не был разграблен как многие другие.
Небольшая дверь в виде резной ширмы ведет в курительную комнату, которая, как внезапный мазок на холсте, поражает вообще своим существованием. Будуар в насыщенном мавританском стиле не дает глазу остановиться: столько мелких ярких деталей, но внимательный глаз разглядит и секретную дверь и пустой стеллаж, где когда-то была коллекция легендарных вазочек Фаберже (одна из них есть в коллекции музея Фаберже).
Спальня Марии Павловны - единственная во дворце, а значит, использовалась совместно с супругом. Тоже нестандартно и говорило о близких и тёплых отношениях в семье. Комната была изобильно украшена зелеными растениями, живописью в стиле гризайль и выполняла помимо спальни еще и функцию хранения семейных драгоценностей. Одна из них, известная на весь мир Владимирская тиара, сейчас принадлежит английскому двору, тоже хранилась в этой комнате. После революции драгоценности помог вывезти из России английский дипломат, который передал ценности наследникам. Позже, в 1921 году, дочь Марии Павловны, Великая княжна Елена Владимировна, продала тиару английскому двору.
Настало время тяжелого барокко - мы в Зимнем саду - тренде конца 19 века. Создать помещение из стекла, где круглогодично росли бы экзотические растения - вызов для инженеров того времени. Здесь применено двойное остекление, где между рамами располагались трубы, отапливаемые аммосовскими печами. Сейчас пальмы, монстеры и драцены можно купить в любом цветочном, а тогда, чтобы привезти эти растения нужно было пройти целый квест с отапливаемыми товарными вагонами и экипажами! Помимо растений, иллюзию итальянского дворика, здесь создают скульптура, мраморные рукомойники и массивная деревянная мебель в стиле барокко.
Танцевальный зал в стиле рококо помнит последних трех царей Российской Империи: Александра II, Александра III и Николая II. Семье Владимира Романова удалось создать в этом доме малый императорский двор, где с удовольствием собиралась не только политическая элита страны, но и гении искусства: Шаляпин, Рахманинов, Дягилев и прочие. Интерьер сохранен полностью оригинальный, но был модернизирован под нужны вторых хозяев "Дома ученых": появились сцена и экран для проектора, а звуковое и световое оборудование расположили на бывшем балконе для оркестра.
Поправьте меня, но я ещё не встречала во дворцах ни одного интерьера в стиле русской избы! Европейские, азиатские мотивы - сколько угодно, а вот русская резная изба - нет! Так вот, исключение есть - это дубовый зал (большая столовая) Владимирского дворца. А еще удивительно то, что тут нет ничего деревянного - стены отделаны гипсовой лепкой имитирующей дерево и выкрашены под дуб. Медные люстры - словно плетеные корзины, живопись на грубых холстах с сюжетами из русских сказок и мифов - будто шпалеры, и наконец - камин стиле русской печи.
Если вы все еще читаете, то возможно помните про уникальный винный погреб на 16 000 бутылок. Рядом с этим погребом находилась малая столовая, куда князь приглашал особенно близкий круг на дегустации и ужины. Столовая находилась на первом этаже, специально для спуска туда Максимилианом Месмахером была создана потрясающей красоты золотая лестница. В стиле позднего барокко, непривычной формы и размера лестница, поражает пышностью, хоть находится в небольшом объеме. Виной тому зеркала, изогнутые формы и насыщенный декор. Фото совершенно точно не создадут впечатления, которое она производит, но я старалась.
Я затаила дыхание, даже когда писала! В реальности дворец действительно поражает и я подозреваю, что в этом есть заслуга сохранившихся оригинальных предметов, которые помнят хозяев и хранят историю этого потрясающего дома. У дворца счастливая судьба - он пережил революцию, советские погромы, блокаду Ленинграда, лихие девяностые.
Чья в этом заслуга и кто охраняет этот дом? Аура прекрасной семьи, построившей его? Старания Максима Горького, благодаря которому в 1920м дворец стал "Домом ученых"? Людям, которые продолжают сохранять это наследие?...
В этом доме очень приятно находиться, гулять, рассматривать, фантазировать и невозможно не восхищаться... Если вас тоже вдохновляют такие места, прямо сейчас запланируйте посещение и посетите этот грандиозный памятник культурного наследия Российский Империи!
Не важно ледяной дождь, метель или даже буран - это будет стоить того.
Наслаждайтесь Петербургом в любую погоду!
Ваш гид по городу, Анастасия Боброва.