Туш мадагаскарского братства
Люди, любите сказки, люди, цените краски,
Или чудак-художник сможет вас наказать.
Завтра, перед рассветом, серым окрасит цветом
Листья, траву и небо, и вам под дождиком гулять!
Из песни Вячеслава Малежика
Чего не отнять у многомиллионного мультипликационного блокбастера «Мадагаскар 3», так это буйного половодья всех возможных оттенков. С первой африканской секунды до последнего американского мгновения окружающая среда бурлит, звенит и переливается вокруг четверки зверей, отвоевавших место на кайфовой стороне анимационного пантеона славы. Правда, законы шоу-бизнеса неумолимы в своей рациональности — и вчерашний кордебалет при первой возможности готов оттоптать пятки былым солистам. И король Джулиан с верными слугами, и антарктические Шкипер сотоварищи свои позиции укрепляют с каждой новой серией, не говоря о ярких молодых да дерзких дебютантах, из которых, вероятно, больший кусок пирога достался тигру Виталию.
У финансовых тяжеловесов (23 место по бюджету среди всех мультфильмов) свои законы и правила. Надо подладиться под чаянья как можно большей аудитории разного возраста, надо лавировать в рамках основной линии франшизы, но не погружаться в застой идей и фишек. И, конечно, локализироваться и локализироваться, умножая капитал за счет мирового проката. Поэтому, русский (а, вероятно, всё-таки украинский, для Штатов 2012 года разница ещё не наступила) цирковой хищник, метающий ножи и утоляющий печали в борще (прозрачная аллюзия на менделеевский продукт, не рекомендуемый для данного жанра) продуманно увеличил аудиторию, и, небольшой штришок, отбил треть немаленьких вложений за счет России. Кстати, респект создателям, что косолапую байкершу не бросили в пасть стереотипам, а ведь могли.
При желании нетрудно угадать первопричинные корни решения запустить экзотических друзей по чудному маршруту Африка — Монте-Карло — Рим — Лондон — Нью-Йорк. Реалистические городские пейзажи с удовольствием узнают великовозрастные жители или туристы, приведшие своих чад в кинотеатр. Лично я неоднократно перематывал сцены погони ветеринарного эскорта по улицам Мекки европейского игорного бизнеса, где однажды довелось побывать. Однако анализ картины быстро уходит на второй план, уж больно активно сменяются события. Вот меланхолические философские сновидения стирают аквалангисты Лигурийского моря. Вот лёгкий кавардак в казино ведет к экшн-сценам вплоть до вертолетных антраша. Не успеешь толком познакомиться с цирковыми ягуарами и собачками, как уже морской лев летает наперегонки с зеброй на фоне альпийский ущелий. А уж, начиная с лондонского представления, какофония и буффонада заполняет все видимое пространство, и чем шире экран, тем полнее визуальные чувства. И я еще ничего не сказал про продакт плейсмент мотоциклов Дукати.
При этой взбалмошности сюжет, хоть и имел присущую жанру нелогичность, вился веревочкой, не завязываясь морскими узлами в запутанные колтуны, выдавая каждому возрасту одновременно свою порцию. И элегантно уходил в титры, оставляя место не только для маневра спин-оффами (свой шанс дальше отрабатывают пингвины), но и для полноценной возможности бурить золотоносную почву дальше, во благо великого DreamWorks. Китайская панда, японская лисица, индийская буренка, австралийский кенгуру — мало ли ещё неохваченных персонажей в эпоху тотальной глобализации. А то фраза «Не думал, что скажу это на американской земле, но этот русский прав!» нынче слишком многозначная.
И в который раз будет ночное небо взрываться россыпью переливающих огней, Марти перепасовываться остротами с Алексом, а милитаризированные пингвины затевать передел серого мира. И мы любим эти краски, на полтора часа стирающие границы между детством и взрослой отформатированной реальностью, то ли черной в белую полоску, то ли белой в чёрную.
Утром, как будто в сказке,
Ярко сверкали краски,
Ходит чудак-художник,
Ждет от людей похвал.