Найти тему

Закон, революция и расщепление

Недавно крупная платформа digital-искусства ArtStation стала местом протеста художников против нейросетей, бойкотирующих использование своих работ в машинном обучении. Комментарий здесь не является необходимым, но позволяет на осязаемых материях продемонстрировать некоторые аналитические истины.

Мы знаем, что обращение с Законом всегда носит черты двойственности: с одной стороны его невозможно игнорировать, т.к. это чревато последствиями, а с другой стороны безукоризненное следование Закону так же избыточно, поскольку не несёт в себе никакой перспективы удовлетворения. И вот этот второй момент, момент разочарования в силе Закона, в его способности удовлетворять - при том, что Закон никогда не несёт в себе обещания удовлетворения, но лишь рисует перспективу Блага, которое отдаляется по мере того, как к нему двигаются, - чреват заблуждением ещё более серьёзным по своим последствиям - заблуждением революции.

Революция, как известно, всегда мыслит себя как
выход за пределы всех пределов, как порывание с окаменевшими устоями, как попытка восстановить нарушенную справедливость, образованную в связи с тем, что Законом пользовались "неправильно", превышая полномочия, в связи с чем и возникает "подпольное сопротивление", которое копит силу на претерпевании несправедливости, чтобы в итоге разомкнувшейся пружиной вылиться в стихийную борьбу и опрокинуть аморальное использование "власти" Закона. В этой борьбе проглядывает то самое расщепление революционера, которое с потрохами выдаёт его как еще большего консерватора, чем те, кто как будто бы стоит на позициях "традиционных" - и вот почему.

Неслучайно пришествие нейросетей вызвало к жизни стандартный для интернета спор о том, заменит ли машина человеческий труд или же для настоящего художника всегда будет зарезервировано место. Спор этот сам по себе ничем не примечателен, - это обычный холивар, где одни говорят, что беспокоиться не о чем, а другие доказывают, что перспективы всё печальнее день ото дня, и медлить нельзя, - однако само обсуждение пропитано чем-то таким, что мы называем "интонацией высказывания".

И интонация спора подсказывает нам, что в самом существовании нейросетей уже видят нечто такое, что чревато самыми невероятными последствиями, - революцией в творчестве, которая продвинула бы нас на уровень бытия,  ранее невиданный. И заметьте, что это представление нагружено теми же аффективными ожиданиями, которыми сопровождается беспрекословное следование Закону - ведь именно небывалого удовлетворения по итогу всех своих стараний втайне жаждет тот, кто изображает непомерную законопослушность, которое будет тем больше, чем больше окружающих ему удалось в своей законопослушности обскакать.

И здесь уже видно, что слепое следование Закону по сути мало чем отличается от попыток восстать и повергнуть Закон, которым пользуются аморально - ведь от революции тоже ждут невероятных продвижений вперёд, переворачивания всего вверх дном. Таким образом, перед нами две крайности одного заблуждения, поскольку и следование Закону и восстание против него всё ещё крутятся возле Закона, не понимая почему вынуждены извлекать из этого наслаждение.

В этом смысле революционер всегда является ещё большим законником, который настолько хорош в понимании Закона, настолько близко к сердцу принимает его существование, что не может пережить перегибы и аморальное его использование и во имя Закона же вступает на путь освободительной борьбы. И показательно, что именно его борьба с Законом как бы задним числом вновь наделяет его силой и важностью - той самой, которая была им утеряна вследствие того, что им пользовались аморально и неправильно.

Поэтому художник, который закрывает свою работу от нейросети, дабы предотвратить её победное шествие по планете, этим самым революционным жестом легитимизирует нейросети в поле своей профессии, и, вступая с ними в борьбу как с чем-то угрожающим и потенциально опасным, тем самым утверждает их в роли предвестников чего-то невероятного, доселе небывалого.

В этом смысле можно говорить о желании - ведь месседж художников доходит до нужного адреса вопреки тому, как они сами пытаются его представить.

#закон #революция #бессознательное