Всем привет, дорогие подписчики! Продолжая тему богатых квартир и особняков, занятых детскими садами, предлагаю вашему вниманию знакомство с домом-особняком под номером 4, расположенном на Кирилловской улице на Песках Санкт-Петербурга.
Но перед этим, прошу вас поставить лайк и подписаться на мой канал.
Начинаем! Этот двухэтажный особняк был построен в 1906 году. Его фасад оформлен в стиле эклектика. Давайте кратко осмотрим фасад здания.
Цоколь первого этажа облицован гранитом. Подвальные продухи заглушены.
Первый этаж рустован гладкой штукатуркой.
Оконные проёмы в левой части особняка сверху заняты старинными жалюзи.
Вот бы их привести в порядок, т.е. отреставрировать.
Виднеется механизм.
И табличка, рассказывающая об изготовителе. "Представительство фабрики стор Е. Сегалла Одесса". Преинтереснейший экземпляр.
В центральной части здания спроектирована проездная арка, ведущая во двор. По бокам от неё расположены два проёма с сохранившимися оригинальными заполнениями - дверями.
Какое же это наслаждение - любоваться хоть и нереставрированными, но каким-то чудом сохранившимися двустворчатыми дверями с рокайльными изгибами.
А ещё на фасаде можно обнаружить кованные держатели для флагов.
Один из них ближе.
Осмотрим убранство фасада второго этажа.
Все оконные проёмы полуциркульные, арочные. Простенки между ними оформлены декоративными рамками.
В верхней части окна декорированы наличниками-бровками и замковыми камнями.
Над проездной аркой расположен массивный эркер.
Над боковыми окошками эркера устроились ниши с сетками.
Ну и карниз!
Он украшен парными модульонами с фруктовыми подвесками.
Какая жалость, что здание в левой его части находится в аварийном состоянии. В виду этого детский сад переехал в своё современное здание по соседству.
Хоть в районе и не проводится никакого строительства, особняк находится в аварийном состоянии.
В общем, познакомившись с оформлением лицевого фасада, заглянем во внутренний двор.
Здания дворовых флигелей на участке - 2-х и 3-х этажные.
Так выглядит главное здание со стороны двора.
В ризалите со стороны двора расположен парадный вестибюль, а в верхнем оконном проёме устроен наборный паечный витраж.
Изучив главное здание снаружи, перейдём к исследованию истории участка.
Как со стороны лицевого фасада, так и со двора видим трещины. Это прискорбно. А ещё, в верхних проёмах окон виднеются витражи.
На плане 1828 года огромные территории заняты огородами. А в красном прямоугольнике указано место, где вскоре будет проложен Болотный переулок - нынешняя Кирилловская улица.
Огородное место Екатерининского института и Смольного монастыря.
Здание Екатерининского института на набережной реки Фонтанки, совсем недалеко от Аничкова моста. Изображение, датированное 1820-1830-ми годами.
А это изображение Смольного монастыря, датированное 1835-1845-ми годами.
В 1873 году в ходе продажи, из территории общего двора, принадлежащего крестьянину О(А)вандеру, было выделено несколько участков. Спустя ещё два года, в справочнике 1875-го, участки по Мытнинскому переулку - будущей Старорусской улице, под номерами 6 и 8 находились в собственности того же крестьянина.
На плане 1880-го года улица уже проложена и в обозначенном овалом синего цвета, месте вскоре будет построен интересующий нас дом.
Кстати, Кирилловская улица в 1880-м году называлась Болотным переулком или Треповской улицей, вероятно по фамилии одного из домовладельцев.
Следующим известным владельцем на 1886 год представлен купец Алексей Николаевич Тряничев, проживающий неподалёку на 7-ой Рождественской улице, ныне Советской улице, в доме под номером 7.
В то время на участке по нынешней Кирилловской улице постройки располагались в глубине участка по правому краю.
Визуализация зданий, из которых одно жилое 2-х этажное здание, а второе являлось одноэтажной постройкой, скорее всего хлевом или конюшней.
Подрядчик Алексей Николаевич Тряничев занимался землекопным промыслом.
Какое же всё-таки счастье - обнаружить портрет одного из бывших владельцев. Портрет Алексея Николаевича Тряничева.
Тряничев Алексей Николаевич скончается в 1900-м году.
Следующим хозяином ,с 1899-го года и по 1904-ый являлся капитан 145-го пехотного Новочеркасского Императора Александра III-го полка Иванов Петр Николаевич. Служил он в казначействе попечения о детях офицеров 1-го армейского корпуса.
С 1905-го по 1907-ой годы очередным домовладельцем указывался сын Алексея Николаевича Тряничева - Владимир. Он был потомственным почётным гражданином и служил городским подрядчиком по очистке труб.
Сам Владимир Алексеевич проживал в доме 9 по 7-ой Рождественской, ныне Советской улице и здесь же, в доме жительства содержал артель рабочих, а в доме 4 по Кирилловской улице располагал ломовой извоз.
Лицевое здание по Кирилловской улице представляет собой конюшенный корпус с проездной аркой по центру.
Последним обладателем участка и заказчиком постройки 2-х этажного особняка, который мы можем лицезреть сегодня, являлся Санкт-Петербургский купец 1-ой гильдии Николай Николаевич Башкиров. В 1905-ом году ему исполнилось 30 лет. Николай Николаевич представлен одним из учредителей торгового дома "Н. Е. Башкирова наследники".
Портрет Николая Емельяновича Башкирова. Вообще семейство Башкировых довольно большое и известное в Петербурге.
Николай Николаевич закажет постройку особняка, но не доходного дома на своём новом участке. Какой красивый шрифт в шапке чертежа.
Роскошнейшее здание на чертеже. Согласитесь?
Автор воплощённого проекта - архитектор Яков Германович Гевирц.
Умер Яков Германович в блокадном Ленинграде, похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств на кладбище Остров Декабристов.
Братская могила сотрудников Академии художеств.
Вплоть до самой революции почётный гражданин и купец 1-ой гильдии, торгующий мукой, проживает в своём собственном особняке.
Изучив историю здания, пришла пора заглянуть внутрь здания. Вестибюль первого этажа при входе.
Стены и потолок украшены барельефами с растительными орнаментами.
и антропоморфными героями.
Главным украшением узкой и скромной лестницы является каким-то неведомым чудом сохранившийся наборный паечный витраж.
В левом нижнем углу оконного проёма можно обнаружить надпись "М.Франк и ко".
Ограждения лестницы кованные.
Поднимаемся по лестнице наверх.
Потолочный декор .
Стены облицованы литьевым стюком - искусственным мрамором светло-зелёного цвета.
Так и хочется сказать - здесь царит Модерн!
Поднимемся на уровень второго этажа.
Почти весь дореволюционный декор сохранился, можно сказать, в хорошем состоянии. Двери с массивными вставками из фацетированного хрусталя.
Фацеты с латунными спайками.
Ещё одни двери с оригинальными фасетными вставками. Произведение искусства.
Заглянем в одну из гостиных. При детском саде эта комната служила игровой.
В в этой бывшей гостиной сохранилась часть встроенной мебели.
Вероятно, до революции эта комната была столовой.
Деревянные резные украшения.
Общий вид на шкаф.
Створка шкафа с витражами.
Осмотрим потолок!
В центре потолка сохранилась живописная розетка.
В качестве сюжета используются фрукты: грозди винограда и яблоки.
Все дверные заполнения дореволюционные.
Их здесь множество.
Все они ведут в разные гостиные. В некоторые из них мы с вами заглянем позже.
Обратите внимание на стеновые панели -фартуки.
В этой гостиной нужно обратить внимание ещё и на оконные проёмы.
Витражи хорошо видны с улицы.
Даже за шторами они выглядят привлекательно.
Осмотрим второй оконный проём.
Если главным сюжетом первого витража являлся четырёхлистник, но не клевер, то в этом витраже центральной фигурой является рыцарь в доспехах.
Семейный герб у мещан Башкировых конечно же отсутствует.
Пройдём в следующую гостиную, скорее всего самую главную.
Вероятно это бывший танцевальный (бальный) зал или гостиная, в которой собирали всех приглашённых гостей. Гостиная оформлена в стиле Рококо.
В одном из углов устроен альков.
Вполне возможно гостиную использовали в качестве домашнего театра.
Множество дверей ведущих в разные стороны особняка.
Дверной декор ближе.
Часть дверей с глухими филёнками.
Резной декор с горящими факелами и раковинами.
Очень пластичный и богатый потолочный декор.
Так же в этой гостиной сохранился оригинальный паркет.
Осмотрев и этот зал, направляемся в следующий.
Ещё одна игровая комната детского сада. У детей начался тихий час и пришлось очень тихо ходить по помещениям сада.
Декор потолков о всех комнатах особняка богатый и не однотипный. Например здесь стилистика потолочного декора - неоклассическая.
Потолок кессонированный.
Прямоугольные ниши - кессоны заняты венками , цветами и фестонами.
Гляньте, какая красота. Венки с лавровыми бутонами и судя по всему, ромашками.
Дети легли спать.
Спальня детского сада.
Сетчатый потолок и кустарниковые розы на длинных ветках.
Интересно, использованные цвета оригинальные или дело рук местных художников.
Кратко осмотревшись и здесь, выходим.
Старинный паркет в наличии.
Ну и последние кадры, сделанные в разных помещениях, к сожалению, оказались разрозненными, ибо только некоторые детали для меня представляли интерес.
Снова потолок!
Часть его декора.
Двери в этой бывшей гостиной - самые красивые. С розами! Как же всё это здорово смотрится!
Надо сказать, что это действительно очень редкий дверной декор. Привести в порядок такие двери не составит особого труда.
Потолок ещё одной гостиной.
Слов нет, чтобы описать всё это очарование.
Очень жаль, что сегодня этот особняк находится в аварийном состоянии. Детский сад из особняка выселен и располагается в соседнем трёхэтажном здании.
Буквально вчера были проведены работы ,связанные с реконструкцией здания. КАКОЙ? Скорее всего особняк затянут зелёной сеткой и всё. Очень жаль это здание. Что с ним будет в будущем, неизвестно.
Друзья, надеюсь, что вам понравился этот пост. Если есть желание, то вы можете помочь моему каналу финансово, а если нет, то хотя бы поставьте лайк и подпишитесь на канал.
До новой встречи, Друзья!