Найти тему
Варежка-болтушка

Татьяна Сергеевна с "Заречной улицы" - нормальный человек с вполне адекватным поведением

Однажды на заре нашей юности мы обсуждали фильм "Весна на Заречной улице", какая большая у героев любовь, и какой классный парень - этот Саша, герой Николая Рыбникова. И подруга мечтательно спросила: "Эх, что нужно сделать, чтобы тебя так полюбили?" Помню, я ответила: "Нужно быть такой, как Татьяна Сергеевна."

Кадр из фильма "Весна на Заречной улице"
Кадр из фильма "Весна на Заречной улице"

Почему-то мне в последнее время часто попадаются статьи, где авторы буквально "размазывают" педагога Татьяну из этого фильма. Такая она сякая, высокомерная и заносчивая, "строит из себя училку, а сама-то наверняка влюбилась в этого Савченко". Специалисты все.

Я не специалист, но я вижу конфликт характеров и положения, на котором и строится весь этот прекрасный и очень душевный фильм.

Итак, кто такая Татьяна Сергеевна? Молодой специалист, считай - вчерашняя студентка лет 22, которая, конечно же, мечтала обучать детей русскому языку. Да об этом в фильме говорится прямым текстом. По распределению она попадает в вечернюю школу, где ей предстоит обучать людей в лучшем случае её же возраста, а то и старше.

Кадр из фильма "Весна на Заречной улице"
Кадр из фильма "Весна на Заречной улице"

Но позвольте, кто такой учитель? Это сейчас принято об учителя вытирать ноги, в нашей новой капиталистической реальности считается, что учителя - это неудачники, т.к. зарплата у них нищенская. В советское время учителя были уважаемыми людьми, т.к. обучали других людей, давали знания.

Вообще в любом нормальном обществе необходима субординация между учителем и учениками. Это не подружка и не "кореш", это уважаемый человек, и слово его если не закон, то очень весомое.

Что происходит в фильме? Большинство "учеников" в фильме люди адекватные, они понимают, что учитель - это учитель, несмотря на то, что она девочка по их меркам. Но кроме адекватных людей, есть ещё и не ученики вовсе, а так, погулять вышли (тот самый шофёр, друг Савченко). А ещё есть малахольный влюблённый. Ну, на самом деле он и не малахольный, а очень даже активный.

Кадр из фильма "Весна на Заречной улице"
Кадр из фильма "Весна на Заречной улице"

И вот представьте себе, вы приехали работать с детьми, а вам подсовывают взрослых дядек и тёток. Работа и так новая, нервная, а тут ещё и такие новости. Авторитета среди учеников нет, а уроки как-то вести надо. Тут к тому же объявляется некий франт, который ещё вчера целовался с какой-то девицей, и вы это видели, а сегодня подкатывает к вам. Что делать будете? Сядете к нему на коленки и попросите стакан? Всем пятёрки и распустить?

Кто-то бы, наверное, так и сделал. Но у героини другой характер. Она приехала не замуж выходить, а работать - учить людей, и будет этим заниматься. Зачем ей незнакомый, но очень настойчивый мужик, которого она знать не знает? Ну да, могла бы растаять в улыбке, цветочек взять вместо того, чтобы отчитать за опоздание, и навсегда похоронить свою репутацию.

Кадр из фильма "Весна на Заречной улице"
Кадр из фильма "Весна на Заречной улице"

Ведь что сказал Саша, когда его спросили про опоздание? "Ну вы же сами знаете, почему я опоздал." Намёк такой, мол, мы ж вчера за одним столом сидели, отмечали, ну ты чё, Танюха, не помнишь, штоль? А она его впервые видела, нигде с ним не сидела, и вообще он ей сам навязался.

Так что всё она правильно сделала. Пусть резко, но зато доходчиво. Мне вообще кажется, что не отшей она красавца, он бы не стал за ней так бегать. Она его привлекла именно характером и выдержкой. Недоступностью.

Все её резкие высказывания не от высокомерия, а от элементарного волнения. Тут вообще-то есть вопросы к актрисе. Конечно, Рыбников играет своего работягу куда более филигранно, чем Иванова застенчивую, но упорную учительницу. Но сценаристы постарались (или подстраховались), они все её эмоции отразили в сценарии. Всё разжёвано.

Вот девочка, она волнуется, местами перегибает, но упорно идёт к своей цели. А вот первый парень на деревне, который привык быть в центре внимания, и у него есть на это основания. Но тут выясняется, что кроме его деревни есть другие миры. Ему - удар по самолюбию, ей - неудобная помеха в работе.

И вот они начинают конфликтовать, и из этого конфликта вырастает некая взаимная привязанность. Заметьте, не сразу! Вначале Саша просто не понял: "Почему кто-то меня не обожает, что за дела?!" И как заправский охотник погнался за зайцем. То, что можно назвать действительно любовью, происходит с ним уже ближе к концу.

А в Тане первые зачатки чувства начинают просыпаться, когда она на вечере узнаёт от друга Саши, что он за человек. Помните, он стихи читает о друге? Оказывается, Савченко совсем не такой, каким ей представлялся. А до этого все её чувства к нему очень сомнительны.

Кадр из фильма "Весна на Заречной улице"
Кадр из фильма "Весна на Заречной улице"

Вот за этой увлекательной трансформацией с пьяными выходками на уроке, с посещениями сталелитейного цеха, с "прогулками" под дождём и ревностью соперницы мы и наблюдаем в течение фильма.

Если отбросить, что Сашу играет всеми любимый Рыбников, то просто представьте: до вас постоянно докапывается некий мужик, буквально прохода вам не даёт. Это уже сталкерством попахивает, и ничего приятного в этом нет. А если представить на месте Рыбникова какого-нибудь косого-убогого, то ситуация предстанет совсем в другом ключе. Сразу покажется, что парень вообще опасен.

Кадр из фильма "Весна на Заречной улице"
Кадр из фильма "Весна на Заречной улице"

Впрочем, впоследствии мы с Таней узнаём, что он не только малограмотный работяга, но и большая умница, у которого очень трудная жизнь. И учёба ему необходима.

И на самом деле, совсем не важно, какое у героев будущее. Важно уже то, что они оба изменились в лучшую сторону. Она стала мудрее и опытнее, он бросил дрянную компанию и встал на путь саморазвития. Даже если у них ничего не выйдет, эта история сделала их обоих лучше. А это уже немало.