Автомобилисты привыкли, что заботы о подборе и замене масла берут на себя станции ТО. Но знать, что именно заливают в мотор и уметь выбрать подходящий продукт — это полезное умение.
Чтобы разбираться в моторных маслах, необязательно получать техническое образование — достаточно узнать несколько основных понятий.
Разбираемся вместе с «Тосол-Синтез», как не ошибиться при выборе масла для своего авто.
Системы классификации
Системы классификации были разработаны крупными экспертными организациями, чтобы разделить моторные масла по качеству и технике, для которых оно предназначено.
Сперва было только два класса: S бензиновый (от слова Service) и С дизельный (от Commercial). Кстати, сегодня производители часто указывают двойную классификацию, потому что масла подходят для любых моторов.
На сегодня существуют несколько систем классификации масел. Основные: API (Американский институт нефти), ACEA (Ассоциация европейских производителей автомобилей) и SAE (Американская ассоциация автомобильных инженеров). С 1994 года к ним добавился класс ILSAC (Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел). Его создали автопроизводители США и Японии, чтобы внедрить более строгие стандарты производства масел.
Вообще, рекомендации для каждого авто всегда указываются в руководстве по эксплуатации. Но если вы решили приобрести масло самостоятельно, полезно знать, как расшифровать его маркировку.
Подбираем масло
1. Чтобы правильно подобрать масло, нужно учитывать тип двигателя и год выпуска авто.
Классы API для бензиновых двигателей
SA-SH — для машин 1930-1996 годов.
SJ — масла для автомобилей с 2001 по 2004 года выпуска. Эту категорию автоматически получают все масла — они же подходят для любых моторов, используемых ранее.
SL — с 2004 по 2010 год. Появились одновременно с созданием турбированных моторов и катализаторов.
SM — для машин старше 2010-го года.
SN — самый современный класс. Их можно использовать вместе с биотопливом.
Классы API для дизельных двигателей
CA-CG — для авто 1930-1998 годов. Масла классов CF и CG подходят для двигателей с 1994, но не старше 2009 года.
CH-4 — разработан в 1998 году, а цифра 4 здесь означает четырехтактные моторы. Являются заменой всем ранним классам.
CI-4 — заработал в 2002 году для двигателей с системами EGR. Через два года появился класс API CI-4 PLUS — такие масла эффективнее борются с сажей и отложениями.
СО-4 — появился в 2006 году, когда начали использовать сажевые фильтры и разработали новые системы доочистки выхлопных газов.
CK-4 — самый современный класс, для машин старше 2017 года.
FA-4 — такие масла подходят только для двигателей со строгими ограничениями выбросов парниковых газов. FA-4 несовместимы с более старыми моторами. Использовать их можно только по рекомендации автопроизводителя.
Классы API по ILSAC
Классы ILSAC имеют более строгие требования.
- способность масла сохранять пленку даже при высоком давлении;
- энергосберегающие свойства;
- обеспечивать фильтрацию, даже если масло холодное;
- масло имеет низкую летучесть, снижая расход;
- масло содержит меньше фосфора и бережно относится к катализаторам;
- сниженные характеристики пенообразования.
В классификации ILSAC все классы от GF-1 к GF-4 считаются устаревшими (для автомобилей 1994-2010 годов).
Класс GF-5 презентовали в 2010 году одновременно с API SN. Такие масла защищают моторы при очень высоких температурах, обеспечивают экономию топлива, защищают двигатель и его уплотнения. Подходят для авто, работающих на биотопливе.
2. Теперь нужно понять, для какого сезона вы покупаете масло и в каких условиях эксплуатируете авто.
Классификация SAE
Согласно этому международному стандарту классификации смазочные жидкости бывают трех типов:
- Летние. Класс обозначается одним числом, чем оно выше, тем гуще масло.
- Зимние. Обозначение — число с буквой W (winter). Чем меньше цифра, тем выше мороз, при котором его можно использовать.
- Всесезонные. Двойное значение: первое — зимнее, с буквой W, второе — летнее. Так указывается температурный диапазон, при котором масло будет нормально работать.
Выбираем масло по цене (с примерами продукции)
Минеральное моторное масло
Минеральное масло получают из нефти при перегонке и очистке, поэтому оно недорогое. Оно образует устойчивую пленку, с пакетом качественных присадок хорошо справляется с очищением, но плохо переносит понижение температуры и нуждается в частой замене.
Использовать минеральное масло советуют на старых моделях авто и машинах со сроком эксплуатации больше 10 лет и для эксплуатации в мягком климате.
Синтетическое моторное масло
Синтетическое масло делают путем синтеза из органических соединений. Синтетика считается самым высокотехнологичным маслом, обладающим наиболее стойкими характеристиками и высокими потребительскими качествами. Цена у него самая высокая.
Это масло рекомендуют для современных двигателей с особо точной подгонкой деталей, которые работают в сложных условиях города, при сильных перепадах температур, особенно в морозы.
Одно из таких масел — Champion 5W-30. Это синтетический смазочный материал, созданный на основе тщательно отобранных базовых масел и высококачественных присадок последнего поколения.
Полусинтетическое моторное масло
Полусинтетика содержит минеральную и синтетическую основу, обычно в пропорции 70/30. Подходит для умеренных рабочих условий и средних нагрузок. Использование полусинтетики оправдано в б/у автомобилях, автомобилях средней ценовой категории.
Пример полусинтетического моторного масла: Champion 10W-40. Оно создано на основе тщательно отобранных базовых масел высокой степени очистки и специально разработано для соответствия требованиям ACEA A3/B4-08 и нормам Euro 4.
Выбирайте только качественные моторные масла для своей машины. Для справки сохраните эту статью в закладках. Если у вас возникнут вопросы, знание принципов поможет не растеряться, когда вам пытаются продать «отличное полусинтетическое масло с классификацией API SG/CF».