Найти тему
BFM.ru

Парламент Татарстана изменил название должности главы региона

   Вид на Казанский кремль.Егор Алеев/ТАСС
Вид на Казанский кремль.Егор Алеев/ТАСС

Обновлено в 14:30

Парламент Татарстана принял законопроект о внесении поправок в конституцию республики, изменяющих название должности руководителя региона.

Сейчас должность называется «президент», но, согласно законопроекту, получит два новых названия — «глава» и «раис». В полном виде название звучит «глава-раис Республики Татарстан», но будет допустим и сокращенный вариант — «раис Республики Татарстан».

При этом новое название будет применяться только к вновь избранному руководителю, действующий президент Рустам Минниханов до конца срока останется президентом. Сам Минниханов инициативу поддержал.

Почему принято именно такое решение? Отвечает казанский политолог, академик Российской академии политнауки Владимир Беляев.

Владимир Беляев казанский политолог, академик Российской академии политнауки «Связано это с тем, что наименование «президент» не давало никаких прав, зато было красивой оберткой. У нас был Госсовет, правительство и так далее. То есть квазигосударственные образования в рамках РФ у нас были, а нам нужны более содержательные права, нам не нужно название. Нам нужно, чтобы наша республика не выбивала деньги из Москвы, осваивала их и потом отчитывалась, нам нужно, чтобы был бюджетный федерализм, когда определенный процент всех доходов, какие в республике имеются, оставался в республике, при этом часть из него, тоже определенная, как это в проекте закона о местном самоуправлении было, оставалась у местной администрации, тогда у нас движение начнется, мы будем заинтересованы в том, чтобы производить лучше, больше. А пока это все игры, названия, амбиции — несерьезные вещи. Мы единая страна и при этом федерация, поэтому нужен бюджетный федерализм».

Мнение эксперта Института гуманитарно-политических исследований, политолога Владимира Слатинова.

-2

Владимир Слатинов эксперт Института гуманитарно-политических исследований «Это попытка найти компромисс между требованиями федерального центра к унификации и централизации политической системы и особостью Татарстана, сохранением автономии в символическом смысле, на которой настаивают элиты этой республики. Понятно, что тянуть дальше с переименованием было сложно, потому что, согласно нормам 414-го федерального закона, принятого в конце прошлого года, который в значительной степени унифицирует название высших должностных лиц российских регионов, все изменения в региональных законодательных актах должны были случиться до конца этого года. И если бы Республика Татарстан в очередной раз проигнорировала эти требования, это выглядело бы как некий политический вызов федеральному центру. Понятно, что в ситуации, когда полномочия господина Минниханова, нынешнего руководителя Татарстана, заканчиваются и от Кремля требуется согласие на их продление, вряд ли Республика Татарстан могла бы вести себя каким-то образом жестко. Политический компромисс был необходим, но поскольку в Татарстане и в элитах Татарстана существует достаточно серьезный и ярко выраженный запрос на подчеркивание своей особости и своей автономии, пусть даже в нынешней системе Российской Федерации, такая аккуратная формулировка выглядит как предложение к федеральному центру о компромиссе. То есть, с одной стороны, вроде бы как соблюдается форма федерального законодательства, которую нужно было имплементировать в региональные законы, а с другой стороны, все равно на символическом уровне Татарстан выглядит несколько иначе, чем другие республики. И я думаю, что этот вопрос согласован».

Слово «раис» переводится как председатель или руководитель и имеет арабское происхождение.