Каждый год я даю себе слово, что подготовлюсь к Новому году заранее. Не только куплю подарки и всё к новогоднему столу, но и приведу в порядок все дела. И совершенно внезапно обнаруживаю, что до Нового года осталась одна неделя, а ведь буквально вчера было начало ноября.
А значит, помимо всего прочего, пора срочно создавать себе новогоднее настроение! Пренебрегать не будем ничем, чтением в том числе.
Как вы могли догадаться по заголовку, речь пойдёт о Н.В. Гоголе, его знаменитой и горячо любимой мной теперь Диканьке (Узнали откуда цитата? Если помните момент, пишите в комментариях 😉). А именно об истории "Ночь перед Рождеством".
Самые странные отношения
Самые странные отношения у меня, как у читательницы, случились именно с Гоголем. В школе я послушно прочитала всё, что было в школьной программе (главным образом потому что мне нравилось читать), а также не обходила вниманием длиннющий список рекомендованного "на лето". Плюс уже тогда у меня были свои любимцы.
Не смогла я прочитать только одну книгу. Н.В. Гоголя "Мёртвые души". И это несмотря на то, что книга была в моей домашней библиотеке.
"Вечера на хуторе близ Диканьки" прочитала, но не очень поняла. Черти какие-то, ерунда, как мне показалось. Плюс неприятная самовлюблённая героиня с моим именем (Оксана).
Кто же знал
Кто же знал, что совсем скоро я иначе взгляну на Николая Васильевича и взахлёб перечитаю всё.
"Ночь перед Рождеством"
"Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа."
И дальше:
"Между тем черт крался потихоньку к месяцу, и уже протянул было руку, схватить его; но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец, поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем ни бывал, побежал далее."
С самых первых строк начинается гротеск. Писатель играет с нами, рисуя смешных, преувеличенных персонажей, недостатки которых не просто очевидны, они так бросаются в глаза, что становится больно.
До Рождества остаётся совсем немного, нечисть бесчинствует. Времени у неё мало. А все эти неприятные люди, просто пышущие недостатками, становятся лёгкой добычей.
Но есть Вакула. Благочестивый, набожный, преданный, верный, сильный, смелый, трудолюбивый.
Всё это Николай Васильевич завернул в потрясающе смешную гиперболу. Образы, созданные им, такие яркие, что их знают даже те, кто Гоголя принципиально не читал. Но самым важным остаётся атмосфера. Праздничная, самобытная. Скрипящий под ногами снег. Уютная Диканька. Гордая, высокомерная красавица Оксана со своими подружками. Притягательная для всех Солоха с многочисленными поклонниками, небрежно пакующая последних в мешки. Пацюк с варениками. И несущийся по небу чёрт.
Просто сказка?
Очень интересны в истории несколько моментов.
Меня, как обычно, в последнюю очередь волнует любовная линия, хотя в книге она вроде бы на первый взгляд основная. Занимают отношения Вакулы и чёрта. Последний изображён хотя и достаточно паскудным, но всё же не лишённым обаяния. Вынужденно он помогает кузнецу, пытаясь извернуться и ему навредить. Но всё же Вакула достигает цели.
При этом в благодарность чёрт получает побои.
"Еще быстрее в остальное время ночи несся черт с кузнецом назад. И мигом очутился Вакула около своей хаты. В это время пропел петух. «Куда? — закричал он, ухватя за хвост хотевшего убежать черта, — постой, приятель, еще не все: я еще не поблагодарил тебя». Тут, схвативши хворостину, отвесил он ему три удара, и бедный черт припустил бежать, как мужик, которого только что выпарил заседатель. Итак, вместо того, чтобы провесть, соблазнить и одурачить других, враг человеческого рода был сам одурачен."
И вот это кажется мне важным и интересным. С террористами нечистыми переговоров не ведут, за помощь не благодарят. Даже если кажется, что
"Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо."
Гёте
О смысле этой фразы мы говорили много в контексте обсуждения романа Булгакова "Мастер и Маргарита". Как считаете, играет ли она другими красками здесь? Или у Гоголя всё просто и понятно: "враг человеческого рода был сам одурачен"?
Оксана и Вакула
Очень интересно, как от самолюбования
"Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя. Он зацелует меня насмерть!"
Оксана сначала приходит к мысли о том, что раздосадованный Вакула может обратить внимание на другую, и тем досадить ей самой.
"Что, если он в самом деле решится на что-нибудь страшное? Чего доброго! может быть, он с горя вздумает влюбиться в другую и с досады станет называть ее первою красавицею на селе? Но нет, он меня любит. Я так хороша! Он меня ни за что не променяет; он шалит, прикидывается."
А затем и вовсе влюбляется и искренне переживает за кузнеца:
"Одна только Оксана стояла как будто не своя. Молилась и не молилась. На сердце у нее столпилось столько разных чувств, одно другого досаднее, одно другого печальнее, что лицо ее выражало одно только сильное смущение; слезы дрожали на глазах. Девчата не могли понять этому причины и не подозревали, чтобы виною был кузнец. Однако ж не одна Оксана была занята кузнецом. Все миряне заметили, что праздник — как будто не праздник; что как будто все чего-то недостает."
Как считаете, а "что случилось?" 😉
Очень жду ваших комментариев. Нравится ли вам Гоголь, в частности "Ночь перед Рождеством"? Что думаете о сюжете, влюблённых, битве добра и зла?
Ваша Есипова Оксана | Для вас мой мистический детектив "Опасная связь" и другие книги на Литрес | ❤️❤️ Жду вас ТГ | ВК | ОК ❤️❤️