Абхиманью не бросал оружия, а Карна, держа на прицеле отважного юношу, вдруг вспомнил, что ему приказано убить его… Своего родного племянника, мальчика, годившегося ему в сыновья…
- Начало истории: Глава 1
- Все главы
Глава 185
Карна вернулся в лагерь перед самым рассветом. Он нашел Дурьодхану в большом шатре, где Шакуни и Ашваттхама пытались убедить наследного принца, что он совершает ошибку, назначая Ангараджа генералом и лишаясь, тем самым, поддержки Гуру Дроны.
Карна и сам так считал:
- Друг! – обратился он к Дурьодхане, - Всю жизнь я стремился к славе и почету, и я добьюсь их, когда сломаю лук Гандива Арджуны, но для этого мне не нужно быть генералом. Я прошу вас назначить на эту должность великого воина Дроначарью.
Наследный принц, в конце концов, согласился с доводами своего дяди и друзей, и все они отправились к шатру Гуру Дроны.
Учитель уже снял доспехи и, облачившись в белые одежды, убирал свое многочисленное оружие. Услышав, что наследный принц «милостиво передумал», Гуру Дрона усмехнулся:
- Я нисколько не стремлюсь стать генералом! Я решил больше не выходить на поле битвы.
Несмотря на просьбы Карны и уговоры Шакуни, Гуру Дрона стоял на своем, и тогда его сын Ашваттхама воскликнул:
- Хорошо, отец! Но знайте, что я остаюсь со своим другом Дурьодханой, и завтра на рассвете я, Ашваттхама, первым брошу вызов Арджуне! И если ваш любимый ученик убьет меня, вы сможете гордиться им!
Гримаса боли и страдания исказила лицо Учителя. Зная способности Арджуны, он понимал, что у его сына нет шансов на победу. Но и Ашваттхама, зная своего отца, понимал – теперь он не откажется от битвы.
- Хорошо, - едва слышно произнес Гуру Дрона.
Но наследному принцу мало было одного согласия, он потребовал:
- Перед тем, как я назначу вас генералом, вы должны дать мне клятву, что ни Пандавов, ни одного из командиров армии противника вы не пощадите. Обещайте никого не брать в плен, а только убивать!
Взгляд великого воина Дроначарьи был пустым, когда он произносил клятву, нарушающую все правила ведения этой войны:
- Завтра я выйду на поле битвы, и у меня будет только одна цель - убить врагов! – голос Учителя дрогнул, а на щеке блеснула слеза.
Получив клятву, наследный принц продолжил унизительный разговор:
- Одной клятвы недостаточно, Гуру Дрона, предложите нам план, как нам победить Пандавов. Они – ваши ученики, скажите нам, в чем их уязвимость?
Дроначарья отвернулся и тихо сказал:
- Чтобы убить Пандавов, вам нужен не план… Вам нужно молиться, наследный принц!
*****
Наступил одиннадцатый день битвы. Еще на рассвете, в лагере, Бхима обратился к братьям:
- Все эти десять дней дедушка защищал сыновей Дхритараштры. Но сегодня я начну исполнять свою клятву – я буду убивать их одного за другим!
Задача остальных Пандавов состояла в том, чтобы не дать нескольким серьезным противникам помешать Бхиме…
Арджуна и Карна, встретившись взглядами на поле боя, сразу направили свои колесницы навстречу друг другу и начали поединок.
Сыновей Дхритараштры теперь защищал генерал Дроначарья. Его вызвал на бой император Юдхиштхира.
- Ты надеешься победить своего Учителя, сын мой? – спросил Гуру Дрона.
- Нет, - улыбнулся Юдхиштхира, поднимая копье, - но я обязан сражаться с генералом вражеской армии!
Наследный принц Дурьодхана не мог забыть свое поражение в поединке с Бхимой. Ему хотелось избавить себя от повторного боя, а потому он послал двадцать своих братьев найти самого могучего из Пандавов и напасть на него одновременно.
Сам Дурьодхана планировал присоединиться к ним в последний момент, чтобы нанести решающий удар…
Бхиме это было только на руку. Он намеренно держался в отдалении, чтобы дождаться нападавших Кауравов и расправиться с ними. В своих силах Бхима не сомневался.
Арджуна и Карна сражались целый день. Оба не спешили обрушить всю мощь на противника, осторожно изучая силу и потенциал друг друга.
Уже на закате Дурьодхана забеспокоился о своих братьях, посланный на разведку солдат доложил, что они сражаются с Бхимой где-то на левом фланге. Наследный принц поспешил туда.
Он уже слышал крики своих братьев и звериное рычание Бхимы, когда дорогу вдруг преградил принц Абхиманью.
Дурьодхана замахнулся на юношу своей булавой, но тот выстрелил и заковал наследного принца в ледяную глыбу, как когда-то это сделал его отец, Арджуна.
А Бхима в это время продолжал расправляться с сыновьями Дхритараштры, и их крики не были воинственными, они молили о пощаде.
Взревев, Дурьодхана разбил лед и бросился на помощь братьям, но успел сделать лишь несколько шагов – Абхиманью выстрелил вновь, на этот раз взяв противника в плотное кольцо огня.
Эту преграду наследный принц преодолеть не смог. Он так и стоял, в бессильной ярости наблюдая, как на его братьев обрушиваются страшные удары огромных кулаков Бхимы, и они замертво падают на землю…
А в Хастинапуре одна за другой гасли лампады, и царица Гандхари безутешно рыдала на полу храма…
*****
Этой ночью в лагере Кауравов было тихо. Царская семья провожала на погребальный костер двадцать принцев, и даже царица Кунти была в трауре.
Да, она гордилась своим сыном Бхимой, наказавшим обидчиков, но как мать она разделяла горе царицы Гандхари, к которой всегда относилась с нежностью и любовью.
В Хастинапуре в своих покоях метался, словно безумец, царь Дхритараштра:
- Убили! Убили! – только и повторял он, - Бхима убил двадцать моих сыновей!
Видура был тут же, он с сожалением смотрел на царя:
- Это война, брат… Победитель будет только один, но потери несут обе стороны.
Дхритараштра дрожал от бессильной ярости:
- Замолчи! – воскликнул он, - Ты принял сторону Пандавов и осуждаешь моих сыновей!
Видура и не пытался этого отрицать:
- Не только я, весь Хастинапур осуждает их, махарадж! Из каждого дома всех молодых мужчин забрали на эту войну, у каждой семьи отняли все запасы еды, чтобы кормить вашу армию!
Здесь несправедливо обошлись не только с сыновьями Панду, подданные Хастинапура тоже стали жертвами произвола. И все эти подданные сегодня молятся о победе Пандавов…
*****
На следующий день Дурьодхана вышел на поле боя только с одной мыслью – убить Абхиманью. Да, его братьев убил Бхима, но именно Абхиманью заставил наследного принца стоять без движения и наблюдать страшную сцену.
Было тем более унизительно, что все это проделал юнец, мальчишка, с которым Дурьодхана не мог справиться. И потому убить Абхиманью было приказано Карне…
Ангарадж уже собирался продолжить вчерашний поединок с Арджуной, когда Гуру Дрона подъехал на своей колеснице и велел ему отправляться на поиски Абхиманью, а сам вступил в сражение с Арджуной.
Бхима продолжал отнимать жизнь за жизнью у принцев Кауравов, Абхиманью был рядом, вновь не давая Дурьодхане вмешаться. И тут появился Карна.
Он засыпал юношу градом стрел, но Абхиманью, не дрогнув, отбил их все, что вызвало восхищение у Ангараджа. Ему вдруг стал интересен этот поединок – на что еще способен его талантливый племянник?
Абхиманью показал себя храбрым воином и искусным лучником, но все же, Карна был сильнее и опытнее. Он разбил колесницу Абхиманью, выбил у него лук, затем меч, его стрелы несколько раз задели тело юноши, оставив кровавые отметины.
У Абхиманью остался лишь небольшой кинжал, но он не бросал оружия, хотя и понимал, что уже не сможет дать отпор такому серьезному противнику. А Карна, держа на прицеле отважного юношу, вдруг вспомнил, что ему приказано убить его…
Убить своего родного племянника, мальчика, годившегося ему в сыновья… Карна смотрел на стоящего перед ним Абхиманью, и вдруг увидел царицу Кунти, прямо здесь, на поле боя! Она заслонила собой юного принца и обратилась к Карне:
- Сын мой! Я знаю о твоих обязательствах перед другом, о вашем соперничестве с Арджуной, но убивать ребенка из своей же семьи… Неужели ты так жаждешь крови, сын мой?!
Карна на секунду зажмурился, а когда открыл глаза, видение исчезло. Но слова царицы-матери еще звучали в его ушах.
- Чего вы ждете, Ангарадж? – крикнул Абхиманью, поднимая руку с кинжалом, - Солнце сейчас зайдет, стреляйте же!
Карна взглянул на солнце – и действительно, последние лучи скрывались за горизонтом. Он медлил.
Наконец, раздались звуки раковин, и Карна с облегчением опустил лук…
<< Глава 184 | Глава 186 >>
Источник: Древнеиндийский эпос "Махабхарата" и одноименный сериал. Вольный пересказ