Найти в Дзене
Мастер-самоучка

Ковш (лопата, отвал) для мотоблока МТЗ - своими руками

Мотоблок МТЗ-12 исправно служит у меня в хозяйстве много лет. Но орудий для него мне не всегда хватает. Поэтому, я и затеял изготовление ковша или лопаты, или, как еще его называют "отвала" для уборки снега и разравнивания нетяжелого грунта. Вначале мне потребовался изогнутый лист металла, длиной около метра и высотой 50 см. Ничего подобного я не нашел и решил использовать одну из старых стальных бочек, стоявших во дворе, с незапамятных времен. Раньше в них собирали воду для полива огорода но дно прогнило и они стали бесполезны. Им было лет по 40, а в те времена бочки делали из довольно толстой стали. Я начертил, прямо на бочке, заполненной металлоломом прямоугольник нужных размеров и вырезал его "болгаркой".

-2

Как видите, металл для бочек в СССР использовали, достаточно толстый, 2.2 мм, не меньше. Этой толщины вполне достаточно, чтобы сделать крепкий отвал или ковш. Но без усиления он, все равно будет хлипковат. Я рассчитывал, что, со временем ковш будет использоваться и для мини-трактора, которого у меня пока нет, поэтому, решил, как следует усилить конструкцию. Для ребер жесткости использовал сталь потоньше. Также, в дело пошли профильные трубы 10*10 мм и 40*20 мм. Закрепил я все сваркой.

-3
-4
-5
-6
-7
-8

Получилась довольно прочная конструкция, не слишком тяжелая и не перегруженная элементами крепления. Такой ковш легко может поднять и установить даже подросток. При этом, он довольно крепкий. Но в нижней части ковш встречает не только сопротивление земли и снега но и камни, поэтому, его нижнюю кромку пришлось дополнительно усилить. Я приварил внизу полосы металла, толщиной, примерно 7 мм.

-9
-10
-11

Но и это - не все. Нужно было придумать какой-то кронштейн для крепления отвала на сцепку мотоблока. Основой для кронштейна послужили детали старого, давно разобранного деревообрабатывающего станка.

-12
-13
-14

Но это была только лишь основа. Дальше потребовалось нарастить "мясо" - механизм должен был надежно крепиться в сцепке мотоблока и уметь поворачивать ковш на 45% вправо и влево. Для этого я сварил вращающуюся основу со специальными гнездами и массивным штифтом для фиксации отвала (ковша) в разных положениях. Для крепления к мотоблоку я заказал два специальных фланца.

-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21
-22

Созданию ковша и его примерке я посвятил видео, которое подробно отражает ключевые элементы конструкции: