Когда мы читаем жития святых первых веков, то, как правило, это были мученики, и нам кажется, что такие подвиги в наше время невозможны. Однако 20 в. известен большим количеством христиан, пострадавших до смерти за Христа при власти советов. Одной из таких была Татиана Гримблит. Подобно св. вмц. Анастасии Узорешительницы она положила всю свою жизнь на материальную и моральную помощь заключенным и наконец приняла мученической венец.
Любовь побеждает страх
«Я знала, надев крест…: опять пойду (помогать заключенным и сама в тюрьму — ред.). За Бога не только в тюрьму, хоть в могилу пойду с радостью», — писала подруге русская мученица Татиана Гримблит в 1937 г. За спиной стояли сотрудники НКВД. Ее должны были увезти и дали возможность предупредить мать через подругу.
Она начала помогать тем, кто попал в тюрьмы за веру еще во время так называемого Красного террора в Гражданскую войну. Многие опасались принимать у себя дома «врагов народа». Известен случай, когда арестованного священника ОГПУ-шники по дороге в город провезли через два села, и никто не решился взять его на ночлег. А мученица Татьяна, наоборот, при встрече с отсидевшим по политической 58-й статье зеком могла уступить освободившемуся свою комнату. А уж о вещах и деньгах говорить нечего: шестнадцать лет одинокая женщина тратила практически всю свою зарплату воспитательницы детского приюта на продукты и вещи для заключенных. И политических, и уголовных.
Из протокола допроса Татьяны Николаевны Гримблит после второго ареста 6 мая 1925 г.:
«С 1920 года я оказывала материальную помощь ссыльному духовенству и вообще ссыльным, находящимся в Александровском централе, Иркутской тюрьме и Томской и в Нарымском крае. Средства мной собирались по церквям и городу, как в денежной форме, так и вещами и продуктами.
Деньги и вещи посылались мной по почте и с попутчиками, то есть с оказией. С попутчиком отправляла в Нарымскую ссылку посылку весом около двух пудов на имя епископа Варсонофия (Вихвелина). Фамилию попутчика я не знаю. Перед Рождеством мною еще была послана посылка на то же имя, фамилию попутчика тоже не знаю.
В Александровском централе я оказывала помощь священникам, в Иркутской тюрьме епископу Виктору (Богоявленскому), в Нарымской ссылке священникам Попову и Копылову, епископам Евфимию (Лапину), Антонию (Быстрову), Иоанникию (Сперанскому), Агафангелу (Преображенскому) и заключенному духовенству, находящемуся в Томских домах заключения, и мирянам; вообще заключенным, не зная причин их заключения».
В 1920 г. ей было семнадцать лет. Умер отец. Она осталась с мамой и поступила воспитательницей в детскую колонию.
ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Череда арестов
В первый раз ее арестовали в Иркутске с передачами для заключенных в 1923 г. Продержали в ОГПУ четыре месяца. В 1925 г. последовал второй арест, правда, всего на семь дней. Потом вызов к начальнику отделения ОГПУ, краткое следствие, запрос в Москву, что делать и первая ссылка — на север в Зырянский край на три года.
1 июля 1926 г. Татьяна Николаевна по этапу была доставлена в Усть-Сысольск. А всего через две недели вновь в дорогу. Власти переводят ее через всю страну в Казахстан. Только в декабре она прибыла в Туркестан. Оказывается, на свт. Николая, 19 декабря, Особое совещание ОГПУ постановило ее освободить. Только сообщить ей о свободе забыли, и лишь в марте 1927 г. она узнала о том, что вольна теперь жить, где пожелает.
Татьяна Гримблит едет в Москву и становится прихожанкой храма свт. Николая в Пыжах, на Большой Ордынке.
Ссылка ее не напугала: напротив, в столице она стала еще активнее помогать тем, кто остался в заточении. Многих из заключенных архиереев и священников она теперь знала лично. Некоторые из них называли ее «новым Филаретом Милостивым*».
В начале тридцатых годов поднялась очередная волна гонений на Церковь. Татьяна Гримблит была арестована 14 апреля 1931 г. 30 апреля 1931 г. Особое Совещание приговорило Татьяну Гримблит к трем годам заключения в концлагере, и она была отправлена в Вишерский лагерь в Пермской области. В лагере она изучила медицину и стала работать фельдшером.
Почему она вела «скудную жизнь»?
В 1932 г. она была освобождена с запретом на проживание в двенадцати городах СССР на оставшийся срок. Татьяна жила в нескольких провинциальных городках, работала в местных больницах — фельдшером и лаборанткой.
О том, как она относилась к больным, читаем в протоколах НКВД. Вот доносы из ее дела, которые мученице предъявлял следователь после ее последнего ареста в 1937 г.:
«Мне известно, что Гримблит посетила больного, лежащего в госпитале, к которому Гримблит не имела никакого отношения по медицинскому обслуживанию. В результате на другое утро больной рассказал врачу, что ему всю ночь снились монастыри, монахи, подвалы и так далее. Этот факт наводит меня на мысль, что Гримблит вела с больными беседы на религиозные темы».
«Гримблит зимой 1937 года, сидя у тяжелобольного в палате, в присутствии больных и медперсонала после его смерти встала и демонстративно его перекрестила. В разговорах, сравнивая положение в тюрьмах царского строя с настоящим, Гримблит говорила: “При советской власти можно встретить безобразных моментов не меньше, чем прежде”.
Отвечая на вопросы о том, почему она ведет скудную жизнь, Гримблит говорила: “Вы тратите деньги на вино и кино, а я на помощь заключенным и церковь”. На вопрос о носимом ею на шее кресте Гримблит неоднократно отвечала: “За носимый мною на шее крест я отдам свою голову, и пока я жива, с меня его никто не снимет, а если кто попытается снять крест, то снимет его лишь с моей головой, так как он надет навечно”.
«Гримблит использовала свое служебное положение для внедрения религиозных чувств среди стационарных больных. Находясь на дежурстве, Гримблит выдачу лекарств больным сопровождала словами: “С Господом Богом”. И одновременно крестила больных. Слабым же больным Гримблит надевала на шею кресты».
Работая в больнице, и зачастую много больше, чем ей полагалось по обязанностям, Татиана почти все свои средства, как и те, что ей жертвовали для заключенных верующие люди, отдавала на помощь находящемуся в заключении духовенству и православным мирянам. Кроме того, со всеми ними она вела активную переписку, поддерживая также и словом. Епископ Иоанн (Пашин) писал ей из лагеря: “Родная, дорогая Татьяна Николаевна! Письмо Ваше получил и не знаю, как Вас благодарить за него. Оно дышит такой теплотой, любовью и бодростью, что день, когда я получил его, — был для меня один из счастливых, и я прочитал его раза три подряд, а затем еще друзьям прочитывал: владыке Николаю и отцу Сергию — своему духовному отцу…”
Последнее разбирательство в НКВД закончилось для Татианы Гримблит приговором к смертной казни. Мученица была расстреляна на Бутовском полигоне 23 сентября 1937 г. Там она и погребена в общей могиле.
Она с юности писала стихи. Сохранилась целая тетрадка. Вот, например:
«Скорбь минует, давши силы
Душам, в муке закаленным,
Чтоб служили до могилы
Богу сердцем обновленным».
17 июля 2002 г. решением Священного Синода Татиана Гримблит была причислена к лику святых новомучеников Российских для общецерковного почитания. День памяти – 23 сентября.
КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ, ЧТОБЫ ПОЛУЧАТЬ ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ О ПРАВОСЛАВИИ!
________________
*Филарет Милостивый — византийский святой, вельможа, который потерял все свое имущество и оставшиеся крохи раздавал бедным.
Подготовила: Анастасия Пархомчик
Источник: pravoslavie.ru