Найти в Дзене
Музей МХАТ

Лидия Коренева. Дама с картин Боттичелли

У актрисы МХАТа Лидии Михайловны Кореневой (1885 – 1982) довольно печальная посмертная судьба. Ее помнят в основном благодаря шаржу, созданному Михаилом Афанасьевичем Булгаковым в «Записках покойника», больше известных как «Театральный роман». Ведь это Кореневу Булгаков вывел под именем Людмилы Сильвестровны Пряхиной, актрисы Независимого театра, безгранично преданной одному из руководителей театра Ивану Васильевичу.

Лидия Михайловна Коренева во второй половине жизни
Лидия Михайловна Коренева во второй половине жизни

Сцены с ее участием – пример блестящей и безжалостной сатиры.

«Вбежав, дама засмеялась переливистым смехом и воскликнула:

– Нет, нет! Неужели вы не видите! Неужели вы не видите?

– А что такое? – спросила Торопецкая.

– Да ведь солнышко, солнышко! – восклицала Людмила Сильвестровна, играя платочком и даже немного пританцовывая. – Бабье лето! Бабье лето!

Поликсена поглядела на Людмилу Сильвестровну загадочными глазами и сказала: — Тут анкету нужно будет заполнить. Веселье Людмилы Сильвестровны прекратилось сразу, и лицо ее настолько изменилось, что на портрете я теперь бы ее ни в коем случае не узнал.

— Какую еще анкету? Ах, Боже мой! Боже мой! — И я уж и голоса ее не узнал. — Только что я радовалась солнышку, сосредоточилась в себе, что-то только что нажила, вырастила зерно, чуть запели струны, я шла, как в храм... и вот... Ну, давайте, давайте ее сюда!»

Лидия Коренева в молодости
Лидия Коренева в молодости

Булгаков не любил Кореневу, считая ее капризной интриганкой. О том, что Лидия Михайловна капризна, было широко известно. Любопытную запись оставил в своем дневнике артист МХАТа Иван Кудрявцев, вспоминая о гастролях Художественного театра в Харькове в 1925 году:

«Скамейка в саду театра. К.С. с зонтиком, я, Лидия Михайловна Коренева. Его выговор ей – за капризы в поездке (главным образом при помещении в гостиницы). Я пытаюсь уйти – я сижу между ними, – К.С. удерживает меня за плечо: “Нет, сидите, пусть она слушает при вас”. Помню, раздражен был страшно, изрыл зонтиком весь песок около скамейки».

Что касается склонности к интригам, то и тут Булгаков, похоже, не слишком преувеличил. Была у Лидии Михайловны и такая слабость. В подтверждение можно процитировать другой дневник – Алисы Коонен.

В роли Воды в спектакле «Синяя птица», 1908 г.
В роли Воды в спектакле «Синяя птица», 1908 г.

Лидия Коренева и Алиса Коонен были приняты в МХТ почти одновременно – с разницей в год: Коренева – в 1904 году, Коонен – в 1905-м. Лидия была старше, но девушки приятельствовали. Конечно, конкурировали, тем более, что ослепительный талант юной Алисы (в МХТ она попала в 16 лет) в театре разглядели очень быстро. Возможно, поэтому Коренева в какой-то момент передала Коонен то, что сказал о ней один из основателей МХТ, актер и режиссер Василий Лужский. Эти слова Алиса записала в дневнике с большим огорчением: «Сейчас узнала от Кореневой неприятную вещь: будто Вас. Вас. сказал про меня — “Коонен с хитрецой: умеет делать глазки директорам”. Это такой ужас, такой ужас!»

В роли Марии Антоновны в спектакле «Ревизор», 1908 г.
В роли Марии Антоновны в спектакле «Ревизор», 1908 г.

Через несколько лет под удар Лидии Михайловны попала другая молодая актриса – Софья Гиацинтова. Станиславский тогда репетировал «Тартюфа», Гиацинтову определили во второй состав на роль Марианы, которую играла Коренева. На репетиции Гиацинтова заслужила похвалу мэтров, и Коренева сказала ей неприятные слова.

«Молодежь не вызывала у нее симпатии и сочувствия. А я любила ее на сцене, и внешне она мне нравилась, – писала Гиацинтова в мемуарах. – Помню, как Лидия Михайловна мелко-мелко бежала через двор театра, и серо-голубая вуаль на шляпе волной колыхалась за ней. Мне казалось, она сошла с картин Боттичелли».

В роли Верочки, с Ричардом Болеславским – Беляевым, в спектакле «Месяц в деревне», 1909 г.
В роли Верочки, с Ричардом Болеславским – Беляевым, в спектакле «Месяц в деревне», 1909 г.

Коренева была не просто породистой, эффектной, изысканной женщиной, одной из главных модниц Москвы (она числилась среди постоянных клиенток знаменитой портнихи Надежды Ламановой). У Лидии Михайловны действительно было уникальное актерское дарование – неслучайно ее очень ценил Станиславский. В молодости она играла Марию Антоновну в «Ревизоре», Воду в «Синей птице», Аню в «Вишневой саде», Веру в «Месяце в деревне». Особенно хвалили ее за последнюю роль, говоря, что Верочка Кореневой настолько хороша, что даже затмевает Марию Савину в этом образе. А ведь сам Тургенев признавался когда-то, что пока не увидел Верочку Савиной, то и не подозревал, что придумал столь прекрасную героиню. В Кореневу был влюблен Мстислав Добужинский, художник «Месяца в деревне», он создал десятки ее портретов.

Нервическому характеру Лидии Михайловны очень подходил Достоевский. Одной из ее актерских вершин стала Lise в «Братьях Карамазовых». «Мы не думаем, чтобы артистка сама могла создать такую сложную и тонкую картину болезни, — для этого она еще слишком молода, этого просто нельзя требовать, но уже одно то, что она смогла так понять, что именно от нее требуется, смогла так передать все это, сжиться и слиться с ним, показывает, как растет ее молодой талант,» – так писал в 1910 году в своей рецензии в «Русском слове» критик Сергей Яблоновский.

В роли Lise в «Братьях Карамазовых», 1910 г.
В роли Lise в «Братьях Карамазовых», 1910 г.

Она и дальше играла героинь Достоевского: Лизу в «Николае Ставрогине», Татьяну Ивановну в «Селе Степанчикове», Зинаиду в «Дядюшкином сне», а в 1923 году вышла в «Братьях Карамазовых» уже в другой роли – Катерины Ивановны.

В роли Лизы, с Василием Качаловым – Ставрогиным, в спектакле «Николай Ставрогин», 1913 г.
В роли Лизы, с Василием Качаловым – Ставрогиным, в спектакле «Николай Ставрогин», 1913 г.

Образ капризной и взбалмошной женщины разбивается о некоторые факты биографии Лидии Кореневой. Она была человеком поступка. Известно, с каким мужеством Лидия Михайловна вела себя в страшное лето 1941 года, когда мхатовцы, застигнутые войной на гастролях в Минске, пешком выходили из горящего города. Коренева единственная из сотрудников МХАТа отказалась эвакуироваться из Москвы – осталась ухаживать за умирающей Марией Петровной Лилиной, вдовой Станиславского. А позже, войдя в состав мхатовской фронтовой бригады, Лидия Михайловна ездила выступать перед бойцами – хотя статус вполне позволял ей этого не делать.

Но верность создателям Художественного театра сыграла с ней злую штуку. Очень точно об этом написала та же Софья Гиацинтова. «Произошел чрезвычайный парадокс: благородная преданность великим учителям не окрылила, а сковала, ограничила ее актерскую жизнь. И со временем она показалась консервативной, старомодной».

В роли Елецкой, вместе с Александром Артемом – Кузовкиным в спектакле «Нахлебник», 1912 г.
В роли Елецкой, вместе с Александром Артемом – Кузовкиным в спектакле «Нахлебник», 1912 г.

Удивительную историю рассказывает в мемуарах «Адмиральша» Кира Николаевна Головко. Во МХАТ она пришла в 1939 году. Молодую актрису, выступавшую тогда под девичьей фамилией – Иванова, тут же ввели в народные сцены в «Горе от ума». Коренева в этом спектакле играла графиню-внучку Хрюмину. Вот что вспоминает Кира Николаевна:

«– Иванова, почему вы прячетесь? Вам сшили красивое платье, сделали прическу, грим – пусть вас видят! – услышала я как-то голос второго режиссера Елизаветы Телешевой.

– Я засмущалась и сказала:

– Меня щиплет Лидия Михайловна Коренева.

– Что-что? – удивилась Телешева.

– Меня щиплет Лидия Михайловна Коренева, – повторила я в гробовой тишине. <…>

После моих слов на сцену поднялся элегантный Виктор Яковлевич Станицын и поцеловал руку:

– Кира, поздравляю, вы нажили первого официального врага.

У меня затряслись коленки».

Дальше сюжет развивался совсем уж неожиданно. На следующий день Кира столкнулась с Кореневой во мхатовском коридоре (очевидно, встреча эта не была случайной). И Лидия Михайловна зазвала ее к себе в гримерку – поговорить. А там – устроила допрос с пристрастием: что молодая актриса знает о Художественном театре, какие спектакли смотрела, что думает по поводу игры того или иного исполнителя. Узнав, что Кира видела весь репертуар по нескольку раз – смягчилась. С тех пор Лидия Михайловна внимательно следила за молодой артисткой Ивановой и щипать ее перестала. А Кира Николаевна еще много раз бывала в ее гримерке, слушая удивительные рассказы о дореволюционном МХТ. Ведь Лидия Михайловна действительно очень любила этот театр.

В роли Татьяны Ивановны в спектакле «Село Степанчиково, 1917 г.
В роли Татьяны Ивановны в спектакле «Село Степанчиково, 1917 г.

В 1958 году Кореневу — с явным облегчением! — проводили на пенсию. Что само по себе было ситуацией уникальной: во МХАТе «стариков», народных артистов (а у Кореневой было звание народной артистки РСФСР), провожали только в последний путь. Такая отставка стала для актрисы трагедией. Лидия Михайловна прожила еще 24 года – в одиночестве, не переступая порога родного театра. Умерла в 1982 году, ей было почти 97.

В роли Мадлены Бежар в спектакле «Мольер», 1936 г.
В роли Мадлены Бежар в спектакле «Мольер», 1936 г.

Фото из фондов Музея МХАТ