Госдума утвердила новые требования к водителям и агрегаторам такси. Одни специалисты назвали часть нововведений избыточными, а другие и вовсе усомнились в том, что их будут соблюдать. «Ямал-Медиа» разбирался, почему очередные правила не помогут вывести сферу такси из серой зоны.
Новые правила для такси
Проект, принятый Госдумой, «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации» опубликовали в думской базе данных. Новые правила вступят в силу 1 сентября.
Согласно документу, на кузове машины такси придется разместить «композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке», и фонарь оранжевого цвета на крыше.
Водители должны иметь в салоне автомобиля информацию о наименовании службы заказа, номер записи в региональном реестре перевозчиков такси и разрешение осуществлять пассажирские перевозки. Пассажиры смогут узнать сведения о водителе и действующих тарифах.
Фото: Viktor Bystrov/Unsplash
Также разрешили заниматься извозом самозанятым без учреждения юридического лица или регистрации как индивидуального предпринимателя, но для этого нужно будет собрать ряд документов.
Есть в законе и ограничения. Так, работать водителями такси не смогут те, кого два раза лишали прав. Также к управлению такси не допустят водителей, имеющих более трех неоплаченных штрафов за нарушения ПДД. Не смогут заниматься извозом людей водители с неснятой или непогашенной судимость за преступления средней тяжести и более тяжкие преступления.
Закон предусматривает и создание региональных реестров такси. Они будут содержать информацию о перевозчиках, транспортных средствах, агрегаторах и разрешениях на перевозку пассажиров.
Водителей станет меньше
Часть новых правил, которые предусматривает закон, существовали для водителей такси и раньше, только их никто не соблюдал. Об этом «Ямал-Медиа» рассказал председатель Межрегионального транспортного профсоюза Роман Круглов. Он усомнился в том, что и в этот раз агрегаторы и водители будут выполнять требования закона.
Эксперт также считает избыточным запрет на работу в такси водителям с судимостями. По его мнению, это усложняет социализацию таких людей, ведь ни для кого не секрет, что после освобождения из мест лишения свободы человеку сложно найти работу, а такси — чуть ли не единственный вариант в регионе.
Фото: Eugene Chystiakov/Unsplash
Если действительно норма [запрет на работу в такси с судимостью] будет работать, в чем я пока сомневаюсь, это может привести к дефициту водителей. Потому что в такси люди идут чаще всего не от хорошей жизни. И часто за рулем такси действительно оказываются люди с судимостями. <…> Тут людей лишают права на труд.
Роман Кругловпредседатель Межрегионального транспортного профсоюза
Невозможные требования
Благодаря закону водители смогут работать в такси как самозанятые, не привязываясь ни к юридическим лицам, ни оформляя ИП. Однако требования, которые выдвинула Госдума, выполнить практически нереально, заметил в разговоре с телеканалом «360» эксперт по городскому транспорту Роберт Ян.
«От физического лица хотят, чтобы он соблюдал все то, что требуется от юридического лица. Причем в полном объеме и без всяких исключений. Эти требования приведут к существенным финансовым затратам. Я практически не вижу перспектив, чтобы правила выполняли легально. Это значит уход в серую зону или полный нелегал и неисполнение главной цели — регулирование, то есть обеление и создание цивилизованного рынка. Скорее всего, это приведет к обратному процессу», — сказал он.
Фото: Scott Gummerson/Unsplash
Самозанятым нужно будет нести ответственность за перевозку, включая безопасность и состояние транспортного средства. Им придется заключить договор не только с агрегатором, но и с медицинскими организациями. И если для юридического лица это дело обычное, то для физического — немыслимое, подчеркнул Ян. А все, потому что медицинские организации и автотранспортные технические службы не подписывают такие документы с физическими лицами.
Очередной популизм
Все ограничения и правила ввели, чтобы вывести сферу такси из серой зоны. Но это, наоборот, только усугубляет ситуацию, отметил Круглов.
«Наоборот, скорее всего этот бизнес введут в серую зону. Те же самые люди, которым запретили работать с судимостью или тремя штрафами, все равно продолжат работать, потому что им некуда деваться», — считает он.
По его мнению, из-за попыток правительства вывести систему такси на белый уровень, этот бизнес превращается все в более серый сегмент. Эксперт добавил, что во многих регионах страны все правила и законы игнорируются.
«Когда принимаются такие законы профессиональное сообщество никто не приглашает и его никто не слушает. Я не вижу грамотного и прагматичного формирования законодательной базы для работы в такси. Все это похоже на очередной популизм. <…> Я думаю, что глобально для пассажиров ничего здесь не изменится», — заключил он.
Самые актуальные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».