Найти тему
Психология Феминного

Психологический разбор фильма "Честная куртизанка"/анализ архетипа гейши

Кадр из фильма "Честная куртизанка"
Кадр из фильма "Честная куртизанка"

О значении развития архетипа Гейши / Куртизанки в жизни женщины. По мотивам фильма «Честная куртизанка» (Dangerous Beauty) или в дословном переводе «Опасная красота».

Она была женщиной, которая осмеливалась нарушить правила.
Люси Энн Сайкс и Мэри Диан Молтон "Четыре вечные женщины"


Дело происходит в Венеции.

Мы знакомимся с ней с эпизода, когда она сидит за столом со своими родственницами-женщинами и читает книгу, тайно, так чтобы никто не видел. Ее зовут Вероника. Ее семья бедна и в скором времени ей предстоит работать.

Позднее мы видим его – главного героя Марко.

Кадр из фильма "Честная куртизанка"
Кадр из фильма "Честная куртизанка"

Сестра Марко – подружка главной героини.

Когда Марко приезжает в город он встречает главную героиню, в которой с трудом узнает бывшую девчонку-подружку его сестры.

Сюжет стар как мир. Оба чувствуют притяжение. Влюбленные недолго наслаждаются встречами, ведь Франко должен жениться. Таков закон этого мира. Оба в отчаянии, ведь силу чувств не унять…

Но все-таки два любящих сердца соединяются не смотря на строгие патриархальные устои. Происходит это по весьма своеобразному «благословению» матери Вероники. Но речь не столько о сюжете, сколько о женском архетипе, а сюжет лишь иллюстрация как развитие архетипа разрешает в женщине противоречие любви.

Противоречие любви о котором идет речь, как раз и есть порождение патриархального мироустройства, в котором не чувства занимают главное место, а правила.

Мать Вероники открывает ей тайну о том, что она бывшая куртизанка и знакомит ее с жизнью куртизанок и монахинь, как альтернативой. Так как семья Вероники бедна, нужен способ зарабатывать деньги, а утонченная образованная девушка явно не годиться для тяжелой работы.

Кадр из фильма "Честная куртизанка"
Кадр из фильма "Честная куртизанка"

Постепенно познавая жизнь куртизанок Вероника обнаруживает какие возможности открыты для этих женщин. Но вместе с тем позднее она открывает уже своей подруге, которую выдали замуж за старика, и которая обращается к ней с просьбой отдать дочь в куртизанки, что это может быть опасно, ведь любовники не всегда адекватны, да и век куртизанки короток.

Жизнь женщин того периода ограничивалась лишь домом и семьей, им не было места там, где царили мужчины и лишь образованные куртизанки были теми женщинами, которые явно или неявно вершили судьбы и мужчин и городов. Одним из впечатливших героиню событий становится свободный вход в библиотеку!

Вероника становится не просто куртизанкой и благодаря этому обретает возлюбленного, она играет не последнюю роль в жизни всей Венеции. Итак, предлагаю посмотреть на то, что дает развитие архетипа Гейши / Куртизанки женщине.

Первое, что дает архетип это возможности, которые раньше были женщине запрещены (внутренний запрет Отца, не как отца реального, а как символа патриархального бога-Отца). К таким возможностям в первую очередь относятся: получение образования, возможность познавать посредством изучения книг и также познание своего тела, своей чувственности.

В фильме мы видим как мать учит Веронику эстетическому наслаждению через произведения искусства и тело (ванная с пеной, уход, наслаждение от пищи и пития).

Итак, Гейша как архетип – дорога к наслаждению.

-4

Надо отметить, что разница между земной проституткой и гетерой (гейшей/куртизанкой) огромна! Последних называли святыми, потому, что встреча со святой проституткой это не столько телесный, сколько духовный опыт.

В книге «Священная проститутка» Нэнси Куолс-Корбетт описывает священную проституцию как ритуал «вхождения в возраст» для хорошо воспитанных дев. То есть речь идет о посвящении, инициации, о подготовке девушки к роли жены и матери. Беда нашего общества в том, что снова и снова из века в век духовное отщепляют от телесного, обкрадывая как женщин, так и мужчин.

Второе, таким образом, что дает архетип Гейши – возможность развития (в первую очередь духовного).

Третье – это инициация девушки в женщину.

И третье, что дает развитие архетипа и то, как это происходит во внутреннем мире женщины, красной строкой проходит через фильм. Этот казалось бы парадоксальный способ, позволяет возлюбленным соединиться, обрести друг друга (так соединяются во внутреннем мире женщины Анима и Анимус).

Таким образом, внешне (только внешне, потому, что гейша не земная проститутка, а та, что сама выбирает любовников) став доступной для всех мужчин, героиня обретает своего единственного возлюбленного.

-5

В этой истории показано как происходит развитие архетипа от несбыточной любви к одному мужчине в сторону любви ко всем мужчинам (мужчинам вообще) и это необходимое условие для разрешения конфликта под названием «несбыточная любовь».

Только любя мужчину в общем смысле, женщина может встретить и обрести свою личную любовь с реальным мужчиной. Поэтому так важна для девушки инициация в Гейши.

В реальной жизни мы видим многих женщин, которые так и не раскрыли этот архетип и даже если они стали женами и матерями, жизнь их лишена радости, творческой духовной составляющей. Они чувствуют себя жертвами. Это ощущение берет начало в патриархальной семье.

Пример из работы с клиенткой:

Молодая, уже дважды мама, муж любит, она словно продолжение мужа, испытывает огромный страх потерять его, не верит ни собственному счастью, ни в себя. Ее увлечение = увлечение мужа.

Очень тонкая, женственная внешне в детстве, танцуя на воображаемой сцене, получила послание от отца: «Танцуют и поют (в плане профессии) только проститутки!».

У нее установка несерьезности, порочности того, что для нее легкость бытия и радость. Когда-то пела, но возникли проблемы с голосом, танцевала, опять же получила травму. Что еще сделать телу, чтобы избавиться от связи с установкой – порвать связь (читай «порвать связки»).

Вот так, женщина теряет себя, так и не развивая архетип Гейши, а ведь без него она не может стать не полноценной женой, не полноценной матерью.

Из нарушения развития женщины на стадии Гейши, нарушатся отношения. Женщины с недоразвитым архетипом становятся в подчиненное положение по отношению к мужчине, испытывают трудности с выражением чувств как эмоционально, так и телесно. И в связи с этим где-то глубоко в них сквозит обида на мать, которая умолчала о чем-то важном, словно вступив в сговор с отцом.

Мать возникает в терапии как образ стены, той самой, что делает мужчину недосягаемым, а любовь невозможной. Одним из способов защиты становится ложь девочки родителям и постепенно в этой лжи она теряет и себя. Поэтому, каждая мать, должна открыть дочери глаза на мир, на правду о мире мужчин и сделать ей великий подарок в виде раскрытия архетипа Гейши.

А что же дальше происходит в фильме?

А дальше героиня делает, казалось бы, невозможное и, благодаря ей Венеция получает корабли от французского короля, когда стране грозит опасность от турков.

Сам эпизод весьма забавный, т. к. в фильме есть намек на то, что король французский не совсем нормален, но и здесь героиня, рискуя жизнью, находит выход.

Конец фильма оборачивается трагедией. Злой рок в лице завистливого друга Франко (ему по сюжету фильма героиня когда-то отказала), который прекрасно иллюстрирует поведение негативного Анимуса, отдает героиню в руки инквизиции в момент, когда в городе разразилась чума и оперирует тем, что именно разврат в лице куртизанок и Вероники в частности, причина бедствия.

Но в конце концов инквизитор сдается и оставляет Веронику на суд города.

-6

Это происходит тогда, когда на призыв Франко в защиту ее, встают все мужчины города, включая епископа.

-7

Так в фильме и во внутреннем мире женщины, куртизанка признается не как нечто грязное, а как сакральное, святое.

Символизм этого эпизода в том, что мужское общество (этот же сюжет разворачивается по мере обретения архетипа в бессознательном женщины) признает женщину как равное мужскому с уважением и благодарностью. Так воссоздается, трансформируется женское сакральное.

Рекомендую фильм к просмотру особенно тем женщинам, кто испытал на себе власть патриархальных устоев и попал в состояние жертвы. Но смотреть рекомендую не поверхностно, а внутренними глазами.

Закончить же хочу словами матери героини: «Люби любовь!».

-8

Именно это правило позволяет женщине избежать зависимости от мужчин и остаться верной в своих чувствах к избраннику.

Каждый новый этап обретения того или иного архетипа достигается через трансформацию Анимуса (его переход на более высокий уровень) и связи его с Анимой (сакральный брак, алхимический брак).

Многие ответы про неприятие мужчиной (патриархальностью) куртизанки как женского архетипа кроется в дословном переводе фильма. Красота - опасна!

Видимо красивых любить сложнее, а точнее страшнее, особенно если к красоте прилагается ум...))

Автор разбора фильма: Сердюк Алевтина Александровна - психолог, преподаватель, писатель