Найти в Дзене
Гик-чердак

«Труп невесты». Добрый фильм о мрачном

Ещё работая над «Кошмаром перед Рождеством», Бёртон начал подыскивать историю, которую было бы можно воплотить в технике покадровой анимации. На этот раз он хотел быть полноценным режиссёром для мультфильма. К счастью Тима, его бывший сокурсник Джо Рэнфт рассказал ему легенду из европейского фольклора 19 века, которая легла в основу «Трупа невесты». Но произошло это только через 10 лет. О чём? XIX век. Маленькая европейская деревня. Две уважаемые семьи, Ван Дорты и Эверглоты, хотят породниться, поженив своих отпрысков: Виктора и Викторию. Молодые люди никогда друг друга не видели, да и брак им этот был не нужен. Родители с обеих сторон хотят через детей захватить кусочек богатства новоиспечённых родственников и вернуть себе былое величие. Правда, никто из них не знает, что обе семьи давно разорены. Виктор не может запомнить свою брачную клятву, срывает репетицию в церкви и уходит в лес, где хочет практиковаться. Внезапно его что-то озаряет, слова песней льются из уст, и на последнем а
Оглавление

Ещё работая над «Кошмаром перед Рождеством», Бёртон начал подыскивать историю, которую было бы можно воплотить в технике покадровой анимации. На этот раз он хотел быть полноценным режиссёром для мультфильма. К счастью Тима, его бывший сокурсник Джо Рэнфт рассказал ему легенду из европейского фольклора 19 века, которая легла в основу «Трупа невесты». Но произошло это только через 10 лет.

Тим Бёртон на съёмочной площадке
Тим Бёртон на съёмочной площадке

О чём?

XIX век. Маленькая европейская деревня. Две уважаемые семьи, Ван Дорты и Эверглоты, хотят породниться, поженив своих отпрысков: Виктора и Викторию. Молодые люди никогда друг друга не видели, да и брак им этот был не нужен. Родители с обеих сторон хотят через детей захватить кусочек богатства новоиспечённых родственников и вернуть себе былое величие. Правда, никто из них не знает, что обе семьи давно разорены. Виктор не может запомнить свою брачную клятву, срывает репетицию в церкви и уходит в лес, где хочет практиковаться. Внезапно его что-то озаряет, слова песней льются из уст, и на последнем аккорде он надевает обручальное кольцо на ветку. Ветку, которая оказывается пальцем другой невесты, Эмили. Теперь они законный муж и жена. Единственный нюанс – она мертва. А Виктора теперь путешествие в царство мёртвых, чтобы как-то уладить это недоразумение.

Постер
Постер

История создания

После того как Джо Рэнфт рассказал Бёртону историю о юноше, который случайно женился на трупе, Бёртон понял, что нашёл именно то, что искал. Он даже набросал эскизы для проекта, но как-то так всё закрутилось, что они ещё 10 лет пылились в ящике рабочего стола.

«Как и в случае с «Кошмаром», не возьму в толк, почему нужно столько времени для созревания проекта. Похоже, действительно требуется десять лет, чтобы кушанье поспело и было подано на стол»

Студии долго отказывались от идеи использовать кукольную анимацию, но режиссёр был непреклонен и не видел персонажей рисованными или компьютерными. Но в один момент он всё-таки добился своего. На этот раз Бёртон заключил сделку не с Диснеем, а с Уорнер Бразерс.

Кадр из мультфильма
Кадр из мультфильма
«Снимая «Кошмар», я чувствовал негативное отношение к нему на студии Диснея, — лучше бы они прямо сказали, что он им не нужен. Но когда пытаешься осуществить проект на стороне, у них сразу появляется желание им заниматься, и не потому, что он им нравится, а просто на всякий случай, лишь бы добро не пропадало. Но ведь это не причина, чтобы делать что-то»

И снова съёмки мультфильма шли параллельно с другим проектом Тима – « Чарли и шоколадная фабрика». Однако, в этот раз он не был готов полностью уступить своё место на режиссёрском стуле, но разделил его с Майком Джонсоном, чьи короткометражки впечатлили Бёртона.

Была проделана огромная работа. Для написания сценариев привлекали множество авторов, пытаясь найти баланс между характерами персонажей. В мультфильме появляется любовный треугольник, и Бёртону было важно передать чувства каждого из его участников и при этом сохранить им лицо. Сюжет не должен был лишать возможности заполучить любовь зрителей ни одного из трёх героев. Их действиям нужно быть обоснованными и понятными.

«Важно было выразить все точки зрения, не хотелось, чтобы Виктор казался совсем уж идиотом, но и девушки не должны были выглядеть законченными стервами. Так всё это и продолжалось, и лишь в конце я ощутил, что мы нашли нужный баланс»

За те 10 лет, которые идея вызревала, ожидая своего часа, технологии сильно шагнули вперёд. Появились не только цифровые камеры, но и механизированные кукольные головы, которые значительно облегчили работу съёмочной команде. Напомню, что для передачи эмоций Джека Скеллингтона из «Кошмара перед Рождеством», было создано более 800 голов. Представляете, как сложно найти нужную? Но даже при таком раскладе за неделю удавалось отснять чуть больше двух минут материала.

И снова произошло разделения на 2 мира. Правда, мир живых оказался мертвее мёртвого. Серебристые оттенки, блёклые краски и минимум эмоций против ярких вспышек, веселья, джазовых мотивов и атмосферы ночного клуба. Бёртона с детства привлекала тема мексиканского Дня мёртвых, где нет места унынию и слезам.

«Я вырос в атмосфере пуританского пригорода, где смерть считалась чем-то негативным и мрачным. Но, увы, она приходит ко всем, поэтому мне всегда были близки культуры, которые помогали ощутить смерть скорее как часть жизни»

Конечно, не обошлось без звёздного состава в озвучке. Как обычно, Бёртон созвал свою команду. Голос Джонни Деппа достался Виктору Ван Дорту, а Хелены Бонем Картер – Эмили. Не забыли и про Дэнни Эльфмана, который снова написал песни для мультфильма и даже исполнил партию скелета Костотряса.

Джонни Депп рядом с постером "Трупа невесты"
Джонни Депп рядом с постером "Трупа невесты"

Кстати, в «Трупе невесты» можно увидеть отсылку к одной из первых работ Бёртона – короткометражке «Винсент». Именно этим именем ошибочно называет Виктора отец Виктории.

Персонажи

Виктор Ван Дорт. Застенчивый и неуверенный в себе. Он идёт на поводу у родителей, потому что не может им противоречить. Но по ходу фильма открывает себя с разных сторон. Мы узнаём, что решительность и самоотверженность ему тоже не чужды.

Виктор и Костотряс
Виктор и Костотряс

Эмили. «Всегда невеста, никогда жена». Нет фразы более точной, чтобы описать её раненую душу. Но не буду раскрывать всей истории, её вам отлично поведает Костотряс. Эмили очень добрая и благородная, но при этом готова постоять за себя. Да и друзей у неё, которые поддержат, хоть отбавляй. В общем, крайне обаятельный и общительный труп.

Обитатели загробного мира. Команда танцующих скелетов, человек, разрубленный пополам, коротышка, очень уж напоминающий Наполеона, голова француза, бегающая на тараканьих лапках и многие другие. Добродушные, весёлые и гостеприимные. Их не волнуют людские проблемы, они просто счастливы коротать свою смерть вместе. Отдельного внимания заслуживает червь, живущий у Эмили в глазу. Харизматичная альтернатива стандартному бесёнку и ангелочку на плечах.

Семьи Ван Дортов и Эверглотов. Корыстные, жадные и меркантильные. Им плевать на всех, кроме себя. Пары не любят ни друг друга, ни своих детей и считают, что их отпрыски заслуживают той же участи.

Красивый, типично бёртоновский мультфильм с юморком. Его нельзя назвать жутким. Режиссёр сделал всё, чтобы смерть не выглядела пугающей и отталкивающей. Естественно, приблизить её тоже не призывает. Это просто часть жизни, где всё не так страшно, как кажется. Бояться нужно живых, а не мёртвых.