Найти в Дзене
Советская кавалерия

Как сражался кавалерийский корпус генерал-майора авиации

Летом 1942 года Гитлер сделал главную ставку на проведение наступательной операции на южном участке советско-германского фронта (план «Блау») с целью уничтожения группировки советских войск западнее Дона, захвата стратегически важных кавказских нефтепромыслов, а также Сталинграда. Для реализации плана были сформированы группы армий «A» (захват Северного Кавказа) и «B» (захват Сталинграда), действовавшие южнее и севернее Дона соответственно. Немецкой группе армий «А» противостояли войска Южного и часть сил Северо-Кавказского фронтов. В их составе, на первый взгляд, было немало армий — 51-я, 37-я, 12-я, 18-я, 56-я общевойсковые и 4-я воздушная. Однако все эти армии понесли значительные потери в предыдущих боях и насчитывали всего 112 тыс. человек, 120 танков, около 2200 орудий и минометов и 130 самолетов. Они уступали противнику в людях в 1,5 раза, в орудиях и минометах в 2, в танках более чем в 9 и в авиации почти в 8 раз. К этому необходимо добавить отсутствие устойчивого управления с

Летом 1942 года Гитлер сделал главную ставку на проведение наступательной операции на южном участке советско-германского фронта (план «Блау») с целью уничтожения группировки советских войск западнее Дона, захвата стратегически важных кавказских нефтепромыслов, а также Сталинграда. Для реализации плана были сформированы группы армий «A» (захват Северного Кавказа) и «B» (захват Сталинграда), действовавшие южнее и севернее Дона соответственно.

Немецкой группе армий «А» противостояли войска Южного и часть сил Северо-Кавказского фронтов. В их составе, на первый взгляд, было немало армий — 51-я, 37-я, 12-я, 18-я, 56-я общевойсковые и 4-я воздушная. Однако все эти армии понесли значительные потери в предыдущих боях и насчитывали всего 112 тыс. человек, 120 танков, около 2200 орудий и минометов и 130 самолетов. Они уступали противнику в людях в 1,5 раза, в орудиях и минометах в 2, в танках более чем в 9 и в авиации почти в 8 раз. К этому необходимо добавить отсутствие устойчивого управления соединениями и частями, которое было нарушено в ходе их поспешного отступления к Дону.

Первоначально ростовско-кавказское направление обороняли войска Северо-Кавказского фронта под командованием маршала С.М. Буденного. Согласно плану обороны данного направления южный берег Дона в направлении Сталинград — Сальские степи должен был удерживать Отдельный кавалерийский корпус (ОКК). Он должен был не допустить прорыв противника к Северному Кавказу, а также быть готовым (в зависимости от тактической обстановки) совместно с 14-м танковым корпусом нанести противнику контрудар.

Формирование корпуса началось 25 мая 1942 года, когда в его состав были включены 110-я Калмыцкая кавдивизия полковника В.А. Хомутникова, 115-я Кабардино-Балкарская кавдивизия полковника В.В. Глаголева и 255-й отдельный Чечено-Ингушский кавполк. Также корпусу придавались 135-я и 155-я танковые бригады и гвардейский минометный полк (т.е. легендарные «Катюши»). 28 июня 1942 года во главе соединения поставили генерал-майора авиации (!) Бориса Андреевича Погребова.

Комбриг ВВС (с июня 1940 — генерал-майор) Погребов Борис Андреевич. Источник: открытый доступ
Комбриг ВВС (с июня 1940 — генерал-майор) Погребов Борис Андреевич. Источник: открытый доступ

Боевого коня генерал Погребов, конечно, видел не только на картинке. Его старший брат Виктор был ближайшим соратником Буденного в годы Гражданской и считается первым начальником штаба Первой Конной армии. Жизненный путь Виктора Погребова не прослеживается с января 1920, а вот его брат, как мы видим, сделал в Красной Армии карьеру. После многолетней службы в рядах красной конницы, он окончил авиационное отделение Военной академии им. М. В. Фрунзе (1938). После академии комбриг Погребов служил начальником штаба авиационного корпуса, затем преподавал в Военно-воздушной академии имени Жуковского. С декабря 1940 по июль 1941 был командующим ВВС Сибирского военного округа. С началом Великой Отечественной войны на базе войск Сибирского военного округа была сформирована 24-я армия, а генерал Погребов в июне назначен командующим ВВС этой армии и вместе с нею отбыл на фронт. Участвовал в Смоленском оборонительном сражении и в Ельнинской наступательной операции. В ноябре 1941 года был отозван в тыл и назначен начальником командного факультета Военной академии командного и штурманского состава ВВС Красной Армии.

Вероятно, не обошлось без вмешательства кого-то из высокопоставленных первоконников, но с 26 декабря 1941 по 27 марта 1942 генерал Погребов уже командует 7-м кавалерийским корпусом 61-й армии на Брянском фронте, с которым участвовал в Болховской наступательной операции. С апреля 1942 года — в группе командиров при Маршале Советского Союза С.М. Будённом.

В конце июля 1942 г. кавкорпус Погребова в составе 51-й армии ведет тяжелейшие оборонительные бои. Яростные атаки обрушились на 110-ю Калмыцкую кавдивизию 23 июля, особенно на 273-й кавполк. Командование дивизии направило туда подразделения 311-го и 292-го кавполков и приданный дивизии дивизион гвардейских минометов. Противник в районе станиц Мелиховская, Раздорская и Семикаракорская сосредоточил для форсирования Дона танковый и механизированный корпуса. По местам скопления противника дивизион гвардейских минометов и артиллерия 110-й кавдивизии нанесли мощный огневой удар и вынудили противника в спешке отступить. Отражая атаки танков и мотопехоты, кавалеристы прочно удерживали переправы через Дон у станицы Раздорская. Но силы были неравны.

На другом участке фронта 22 июля гитлеровские войска прорвали советскую оборону и на другой день заняли Ростов, создав непосредственно угрозу Кавказу и Волге. С 25 июля ведется отсчет оборонительного этапа Битвы за Кавказ, когда немецкие войска с захваченных плацдармов на Дону развернули наступление на Кубань и к Большому Кавказскому хребту.

В течение пяти суток бойцы 115-й кавдивизии вели кровопролитные бои на рубеже реки Сал, предотвратив прорыв противника в районе Сальска и Ставрополя. Кавалеристов поддерживали обе танковые бригады. Особенно упорные бои шли за станицы Батлаевская, Крепянка и Курган-Лысый 27 июля. В эти дни 297-й кавполк майора Севостьянова потерял до 40 % рядового и сержантского состава и до 70 % командиров среднего звена. В полку осталось два орудия и два станковых пулемета.

Однако 28 июля начался отвод войск на Маныческий канал и реку Кагальник. Генерал Погребов решил силами конницы с помощью 135-й танковой бригады нанести очередной контрудар из района села Большая Мартыновка. К исходу дня его части овладели населенным пунктом Крепянка, захватив 16 танков и бронетранспортеров, 29 минометов и пулеметов, 20 автомашин с грузом. Успех был заметный, и командование решило развить контрудар в направлении станиц Николаевской и Константиновской.

Кадр из фильма «321-я Сибирская». Источник: открытый доступ
Кадр из фильма «321-я Сибирская». Источник: открытый доступ

Не дождавшись запаздывающих танкистов и 302-й стрелковой дивизии, Погребов дал приказ начать атаку. Но оказалось, что гитлеровцы опередили комкора почти на час. В семь часов утра 29 июля после мощной артподготовки при поддержке 70 танков и авиации немецкая мотопехота, смяв советскую оборону в Батлаевской (ныне — хутор Сепной), вышла в тыл расположения 316-го кавполка Кабардино-Балкарской дивизии, штаба кавкорпуса и 155-й танковой бригады. Ожесточенный бой разгорелся на окраинах и улицах Большую Мартыновки. К вечеру противник потерял до 38 подбитых и сожженных танков. Тогда он решил обойти слободу, окружить и уничтожить гарнизон. Генерал Погребов вывел свой штаб вместе с опергруппой армии в район МТС. Перейдя мост через реку Сал, советские командиры натолкнулись на немецкие танки. Снова завязался бой, в котором погибли командир корпуса генерал Б.А. Погребов и полковой комиссар И.И. Карпович, другие офицеры штаба корпуса.

110-я Калмыцкая кавдивизия с тяжелыми боями отходила в южном направлении к Манычу. Остатки 115-й Кабардино-Балкарской дивизии к 3 августа вышли в район Элисты.

В сентябре 1942 г. остатки кавкорпуса вели бои на линии Кизляр-Черный Рынок- Зензели, участвовали в сражениях под Моздоком. В начале октября в район Камышина и Астрахани морем и по железной дороге прибыл 4-й кавалерийский корпус генерал-лейтенанта Т.Т. Шапкина. Бойцы Калмыцкой и Кабардино-Балкарской кавалерийских дивизий пополнили соединения 4-го кавкорпуса и приняли участие в разгроме немецко-фашистских войск под Сталинградом.

О трагических событиях второго лета войны поэт Александр Твардовский позже напишет:

Удержались ли наши
Там, на Среднем Дону?
Этот месяц был страшен.
Было все на кону.

И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за родину пали,
Но она -
Спасена.

Посмертно 6.05.1965 Б.А. Погребов был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.