Найти в Дзене
Евгений Горохов

МИ-6: "дружеские" посиделки на набережной Моики.

Бывший особняк Феликса Юсупова в Санкт-Петербурге на набережной Мойки.
Бывший особняк Феликса Юсупова в Санкт-Петербурге на набережной Мойки.

После отказа адвоката Василия Маклакова принять участие в убийстве Григория Распутина, к делу подключился Самюэль Хор. Он быстро нашёл Юсупову ещё двух подельников. это были депутат Государственной думы Владимир Пуришкевич и врач Станислав Лаэрт. Во время войны Пуришкевич организовал санитарный поезд, а Лаэрт служил врачом в нём. Станислав Лаэрт был агентом Второго Бюро (разведка и контрразведка) Генерального штаба французской армии. Французское правительство не меньше британцев было заинтересовано, чтобы Россия принимала участие в войне, следовательно, так же хотело смерти Распутина. Потому Второе Бюро и помогло Самюэлю Хору.

Утром 31 декабря 1916 года Феликс отправил жену и дочку за город, затем отпустил почти всех слуг. Он позвонил Распутину, сказав, что жена хочет побеседовать со старцем Григорием. Ирина Юсупова считалась первой красавицей Петрограда, а Гришка Распутин знал, что Феликс больше интересуется мужчинами. Потому он с радостью согласился встретиться с Ириной Юсуповой. В книге Евгения Горохова «Хроника кровавого века – 3. Война великая» описано как происходило убийство Григория Распутина. Автор использовал воспоминания Василия Маклакова и сотрудника резидентуры МИ-6 в Петрограде Освальда Райнера, который вместе с Самюэлем Хором был в это время в особняке Юсупова. Книгу можно скачать на https://www.litres.ru/evgeniy-petrovich-gorohov/

В своих воспоминаниях Освальд Райнер писал, что они с Самюэлем Хором находились в соседней комнате, в подвале особняка Юсупова. Когда раздались два выстрела, в комнате, где был Распутин, они вошли туда. Хор достал пистолет и выстрелил в голову лежавшему на полу Распутину. Первые два выстрела, вероятно, произвели Пуришкевич и Юсупов. Райнер вспоминал, что у Юсупова кобура была расстегнута, а Пуришкевич держал в руке пистолет. Потом тело распутина завернули в ковёр и сбросили с моста.

Санкт-Петербург: мост через Малую Невку с которого сбросили тело Григория Распутина.
Санкт-Петербург: мост через Малую Невку с которого сбросили тело Григория Распутина.

Сошлюсь на заключение патологоанатомической экспертизы, проведённую профессором Косоротовым. Вот что он пишет: «Смерть последовала от обильного кровотечения вследствие огнестрельной раны в живот. Выстрел был произведён почти в упор, через желудок и печень, с раздроблением этой последней в правой половине. Кровотечение было весьма обильным. На трупе также имелась огнестрельная рана в спину, в область позвоночника, с раздроблением правой почки, и ещё рана в упор в лоб (вероятно уже мёртвому или умиравшему). Никаких следов смерти от утопления не было. Лёгкие не были вздуты, и в дыхательных путях не было ни воды, ни пенной жидкости».

Пуришкевич в эмиграции издал книгу «Убить Распутина», в которой писал, что они насыпали в вино цианистый калий и начинили им пирожные. Гришка Распутин съел пирожные и выпил вино, а умирать не стал. Маклаков в своих мемуарах указал, что он дал Феликсу Юсупову зубной порошок, и сказал, что это цианистый калий. Понятно, что Гришка Распутин от зубного порошка умирать отказался. Далее Пуришкевич писал, что как только стало понятно, что Распутин не умрёт от яда, он ударил его кастетом по голове, Распутин вырвался и побежал во двор особняка. Профессор Косоротов Д.П. в заключение патологоанатомической экспертизы отметил, что у Распутина были повреждены кости черепа. Они были нанесены уже мёртвому Распутину, и образовались они в результате удара головы трупа об лёд, при падении с моста. Других телесных повреждений на теле Распутина обнаружено не было.

На книгу Пуришкевича в последствии ссылались Валентин Пикуль и Эдуард Радзинский, чтобы демонизировать «старца Григория». Писали, что он пролежал несколько часов на дне Малой Невки, и умер, захлебнувшись водой. Косоротов это опровергает, Распутин упал в реку мёртвый, и в его лёгких воды не было. Все три огнестрельные раны оказались смертельными, Григорий Распутин умер в подвале особняка Юсупова. Это было обыкновенное политическое убийство, выполненное по заказу МИ-6. Когда я писал книгу «Хроника кровавого века – 3. Война великая», прочёл много воспоминаний людей, живших в то время. Один петербуржец писал, что гибель старца Григория произошла в один день с убийством проститутки Тамарки-гитаристки. Весёлую девицу знали многие в Петрограде, и искренне жалели. В городе больше обсуждали смерть Тамарки-гитаристки, нежели гибель Распутина. Житель Москвы вспоминал, что прочёл о смерти Распутина в газете, сидя в пролётке извозчика. Сказал об этом извозчику, тот ответил: «Был возле царя один мужик, который ему о бедах народных рассказывал, и того знатные господа убили».

Проведя операцию «Друг», МИ-6 предотвратила выход России из войны. Она по-прежнему кровью своих граждан спасала союзников. Из войны Россия выйдет только в марте 1918 года, заключив Брестский мир. К тому времени Центральные державы истощили свой людской резерв, их ждало поражение в войне. О работе МИ-6 после Первой мировой войны расскажу в следующей статье.