Найти тему
Солнце Севера

Как поладить с лешим

В густом непроходимом лесу, в царстве сырости, коряг и мха, где редко ступает нога человеческая, есть свой порядок, которой блюдёт леший (он же лесовик, или лешак). В лесу он ростом достигает самых высоких деревьев, а вне его, на тропинках, в поле или среди людских поселений (где, впрочем, появляется, очень редко) может быть ростом с небольшого человека, а то и вовсе прятаться под листочками.

Прозвищем «праведного» леший неизменно пользуется во всех лечебных заговорах, пишет в С. В. Максимов в книге "Нечистая, неведомая и крестная сила". Великие знатоки всех лесных порядков и трущобных обычаев — олончане и онежане — знают не только о том, что у леших имеется свой царь — воевода, но и как надо звать его по имени. Если кто-либо из его подданных чем-либо обидит лесника, — последний говорит заклятье, жалуясь в нём на «праведного леса», причинившего лихо, и просит избавить от беды. В противном-де случае будет послана грамотка царю в Москву и царское величество пришлет два приказа (отряда) московских стрельцов да две сотни донских казаков и вырубят они «лес в пень». В подтверждение такой острастки около рябины кладется и грамотка. Старожилы лесовики, перед отправлением на сплав или рубку, умеют предохранять себя, знают, как «заклясть леса». Они отыскивают лядину, т. е. такую возвышенность, которая обросла мелким лесом и где, между прочим, присоседилась рябина. В ней-то и вся сила обороны. Вырубается такая ветка, у которой была бы «отростелина» (отпрыск), и ещё несколько рябиновых палочек. Одни кладут против сердца, другие на спинной хребет, а без тех и других заговор царю Мусаилу не действителен, и прошение он оставит у корня рябины без последствий, и никаких угроз не побоится.

С лешим, однако, если верить быличкам, можно и поладить. Он может людям и помогать.

Адин раз иду я по лису, удрух слышу, хтой-та пишшыть зы балотам.
Пагода была мокрыя - дош ишол.
Пашол я зы балота, брац (братец) мой, глядь, кык шшаняты лахматыи, мокрыи, жуцца, жмуцца, вижжать, а зы кустом ишшо штой-та чёрныя сидить, видна, мать их, брац мой.
Жалка имне стала.
Сьнял я чикьмень ды и накрыл их.
Глядь, падходить мужык, лахматай, здаравеннай, високай, страшнай.
Жутка имне стала, а вон и гыварить:
— Спасиба табе, таперь скажы имне, што у тибе ниладна дома? Я, брац мой, испужалси ды и гыварю:
— Вот што, брац мой, у мине лошыди калеють, как какую ни куплю, усе издыхають.
А ён, брац мой, и гыварить:
— Выхади на Ягоряй на ярмынку, я буду там, мине, брац мой, гыварить, атышшишь так: у мине будить тапор за поисам, а тыпаришша с сучькём.
Пашол, брац мой, на Ягоряй на ярмынку.
Хажу па коннай, гляжу лышыдей и яво выглядывыю; глядь, красьнинькяй пыясок на (о)дном мужыку и тапаришша с сучькём за поисам.
Я пыдашол.
— А-а-а! - гыварить, - лашадку купить, пайдём.
Пашли мы, брац мой, хадили, хадили, насила выбрыли.
Старгавались, купили.
Вот ён и гыварить, брац мой:
— Кык пыдьвидешь к выратам, сьними вобрать и пусьти ие на двор, иде ана станить, там ты и павесь ей камягу, а сам у выскрисенья мижду вутриняй и абедьняй паставь в вугыл дьве быраны хрёс-на-хрис да и сядь падь их.
Вот я, брац мой, тах-та и сьделыл.
Сел пыд бырану у выскресенья, гляжу, старик здыраваннай пыдашол к маей лошыди, пагладял, пахлопал иё; и с тех пор, слава Богу, живуть лошыди ничаво!

(Быличка с сайта "Самоглядное зеркало")

Переступая границу леса, человек оказывается будто в инобытии. Обычное дело, если леший своими проказами человека заплутает. Но бывает и дело посерьёзней, когда, например, леший похищает девиц для утехи (или же сами они сбегают к нему). Лесная эротика, связанная со смертью теснее обычного, может нагнать жути.

Раньше мы в Падлесном жили.
Хутор стоял, прям у края леса. От леса и кормились.
Грибки да ягадки всякаи сбирали. Девки-то сбируцца гужом, да и в лес по грибы, по ягоды.
Мать моя рассказывала про энто. Пашли они с девками в лес по грибы. Грибов набрали - не унесть.
А с ними девка была, Палага Малюгина. Страсть красива была девка.
Ростом высока, пышная, как сдоба, румяная, глазастая.
Вот набрали девки грибов и сбираютца домой идтить.
Вдруг медведь из чашшобы к ним валит. Девки-т разбежалися хто куда, а Палага упала наземь, лицом в землю уткнулась и лежит ня жива, ня мертва.
А медведь возле ней окоротилси, лапы на брюхи скрестил, и стоить, быдто любуитси.
Да как жахнет-то лапишшей по Палагиному заду. Вроде погладил.
Паглядел, паглядел, да и обратно в лес убег.
Девки-то Палагу подняли, а та быдто и ня видить ничаво, пабелела.
Девки её быстрей к знахарке, к бабке Фекле Завьяловой.
Уж та яе отливала да отшептывала.
Эт, грит, девка тебя леший приметил, ты вишь краше других ему глянунулась. От он тебя и огладил.
Прашло скольки-т времени, ток Палага сохнуть стала. От красы её былой и следа не стало. Высохла, ровно жердь.
А на том месте, где ие медведь жахнул, пятно у ней вскочило, да точь-в-точь лапа медвежия.
В хуторе её и прозвали Медведева нявеста.
Замуж ие никто ня взял, так она и тронулась умом-то.
А потом и вовсё в лес сбежала!

(Записано в ст. Графская, пос. Краснолесный от Гирдо Ю.А., 1939 г.р. Запись Стрельниковой И.А., 1997 г. АКТЛФ)

Народные поверья, тем не менее, очень хорошо отличают леших от чертей. Обычно прямой погибелью леший людям не угрожает, и от него можно отчураться. Прежде всего, защититься можно молитвой и крестным знамением. Называются, правда, и методы иные (приводим по книге С. В. Максимова в книге "Нечистая, неведомая и крестная сила"): заблудившемуся рекомендуется присесть на первой колоде, снять с себя и выворотить наизнанку носильное платье и затем в таком виде надеть на себя.Обязательно при этом также левый лапоть надеть на правую ногу, или правую рукавицу на левую руку. Если же в беду попало двое или трое, то им следует всем перемениться одеждой, предварительно выворотив ее наизнанку (ведь так всё носит сам леший). Можно точно также вызволиться из беды, проговоривши любимую поговорку лешего, которую удачливые люди успели подслушать у него издали: "шел, нашел, потерял". А кто спохватится закричать: "овечья морда, овечья шерсть", перед тем леший исчезает с криком: "а, догадался!".

Вид из мансарды Солнце Севера
Вид из мансарды Солнце Севера

Мы добываем руду смыслов, углубляясь в духовное наследие России-Евразии. Добыть из неё золото вы можете наедине с самим собой. Добыть серебро мы можем вместе, разрабатывая и проводя курсы лекций, встречи философов, литераторов, поэтов.

«Солнце Севера» приглашает на наши мероприятия https://vk.com/solsevera