Во время пандемии COVID-19 электронная торговля окончательно закрепилась как одно из явлений, оказывающих ощутимое влияние на торговлю между государствами – членами Евразийского экономического союза. Самоизоляция и закрытие офлайн-магазинов изменили структуру как взаимной, так и внешней торговли и формат их реализации.
Эффект пандемии и изменения потребительского поведения (люди привыкли покупать товары онлайн) доказали необходимость развивать регулирование электронной торговли на пространстве ЕАЭС. Сейчас эта работа ведется несколькими подразделениями Евразийской экономической комиссии.
Современное состояние электронной торговли в ЕАЭС: цифры и факты
На пространстве Союза за прошедшие годы активно развивались все три направления электронной торговли: внешняя, взаимная и внутренняя.
Например, в Республику Беларусь в 2021 г. было ввезено около 19 млн международных отправлений на сумму 40 млн евро; в Российскую Федерацию – 248,7 млн отправлений общей стоимостью в 2,5 млрд евро. Сейчас электронная торговля обеспечивает доступ к различным товарам для сотен тысяч людей, в том числе в отдаленных районах государств — членов Союза, где нет крупных торговых центров.
Основными внешнеторговыми партнерами ЕАЭС во внешней электронной торговле являются КНР (74%), США (11,7%), Великобритания (5,7%), Италия (3,4%).
Внутрисоюзная электронная торговля показывала устойчивый рост последние несколько лет. По экспертным оценкам, в 2020 г. она составила около 502 млн долларов США, в 2021 г. – уже около 781 млн долларов США, а к концу 2022 года может практически удвоиться.
Учитывая новое поведение потребителей (готовность покупать онлайн), все это дает дополнительные потенциальные возможности для развития отрасли в рамках внутреннего контура. Статистика это подтверждает: например, по итогам I полугодия 2022 г. доля электронной торговли в общем объеме розничной торговли в Российской Федерации составила 11,2%, в Казахстане – 8,7%, в Беларуси – 4,7%, а в среднем по Союзу достигла 5,3%.
Объемы внутренней электронной торговли в странах Союза, млрд долларов США
Тем не менее, пока этот показатель существенно отстает от показателей других стран, где развитие электронной торговли началось раньше. Так, доля электронной торговли в общей розничной торговле КНР составляет 47,5%, в Великобритании – 29,6%. Аналогичные показатели в странах Союза будут предположительно достигнуты к 2027–2030 годам.
Следовательно, в ЕАЭС необходимо выстраивать систему для собственных игроков, а иностранный сегмент рассматривать в качестве дополнения. И одним из ключевых мероприятий здесь станет разработка нормативно-правовой базы, направленная на совершенствование права Союза в сфере электронной торговли.
Регулирование электронной торговли в Союзе
В 2021 г. Совет Евразийской экономической комиссии принял распоряжение о проведении в странах ЕАЭС пилотного проекта в области внешней электронной торговли. Это стало первым шагом к регулированию.
Основные проблемы, которые существуют сегодня во внешней электронной торговле:
● из-за различия систем сертификации у товаров из третьих стран часто нет подтверждения того, что они соответствуют техрегламентам ЕАЭС;
● непропорционально разный уровень издержек и администрирования для национальных и внешних игроков (платежи, НДС, расходы на логистику, маркировку, постпродажное обслуживание и т.д.) и вытекающие отсюда риски для бюджетов стран.
Ход пилотного проекта
Эксперимент проводится в государствах-членах с 1 июля 2021 г. до 31 декабря 2022 г., с возможностью продления до окончательного формирования правовой базы Союза. Отрабатываются следующие направления:
● деятельность нового института — оператора электронной торговли (ОЭТ), который является посредником между иностранным интернет-магазином (площадкой) и конечным потребителем, обеспечивая доставку товара, декларирование и предварительную уплату таможенных платежей, с последующим их взиманием с покупателя. Фактически основной задачей оператора является обеспечение прозрачного, удобного и надежного канала поставки товаров, а также предоставление достоверной информации о таких поставках уполномоченным государственным органам;
● реализация товаров с иностранных интернет-площадок, с таможенного склада с выпуском до подачи декларации;
● уведомительный порядок соблюдения мер технического регулирования товаров электронной торговли. Под уведомительным порядком понимается то, что иностранный производитель или продавец, размещающий объявление о продаже товара на своей виртуальной витрине, в декларативной форме заявляет о соответствии продукции существующим требованиям.
Пилотный проект заложил базу для изменений Таможенного кодекса ЕАЭС и Договора о ЕАЭС в части вопросов таможенного и технического регулирования.
С полным текстом документа можно ознакомиться на сайте Евразийской экономической комиссии по этой ссылке.
Планы по развитию электронной торговли в ЕАЭС
В настоящее время развитие внешней электронной торговли напрямую связано с вопросом дальнейшего выстраивания логистических цепочек и проведения банковских операций, в том числе использования альтернативных платежных инструментов.
При этом необходимо понимать, что импорт посредством электронной торговли из третьих стран — это достаточно «чувствительная» система, где любое вмешательство или нарушение, пусть даже и минимальное, может негативно сказать на всем товаропотоке. А во-вторых, в рамках формирования инфраструктуры внутренней розницы крайне рискованно опираться на иностранных поставщиков для удовлетворения потребностей своих покупателей.
Поэтому ключевой фокус регулирования должен быть сконцентрирован именно на внутреннем рынке Союза.
Основными проблемными точками для развития права Союза на внутреннем контуре являются такие обстоятельства:
● существующее право Союза направлено на формат традиционной торговли, недостаточно точно учитывает специфику электронной торговли и не является системным;
● отсутствует комплексное право ЕАЭС и активная разработка в странах Союза разнонаправленной национальной правовой базы. Это может привести к возникновению различных барьеров для свободного перемещения товаров в рамках электронной торговли;
● необходимо сохранять уже отлаженные бизнес-процессы и инновационные решения, внедренные и разрабатываемые в компаниях электронной торговли.
В ноябре 2021 г. утверждена дорожная карта по созданию благоприятных условий для развития электронной торговли в ЕАЭС. Сделанный шаг был необходим для планирования всего комплекса мероприятий по поддержке развития сегмента электронной торговли в Союзе, который затрагивает множество первоначально не связанных элементов регулирования.
В плане мероприятий — пакет мер по разработке соответствующей нормативно-правовой базы, включая разработку Соглашения об электронной торговле в Союзе; обеспечение безбарьерного перемещения товаров в рамках ЕАЭС; контроль и противодействие недобросовестным деловым практикам.
Другие аспекты, содержащиеся в дорожной карте:
● совершенствование таможенного и технического регулирования;
● решение вопроса взимания косвенных налогов;
● формирование перечня запрещенной к торговле продукции;
● цифровизация электронного документооборота;
● создание стандарта в отношении цифрового профиля товаров;
● обеспечение условий для функционирования добровольных объединений бизнеса в сфере электронной торговли в ЕАЭС.
С полным текстом документа можно ознакомиться на сайте Евразийской экономической комиссии по этой ссылке.
Успешные бизнес-кейсы развития электронной торговли в Союзе
В I квартале 2022 г. число предпринимателей из Беларуси, Казахстана, Армении, Кыргызстана и Узбекистана на маркетплейсе Wildberries выросло в 13 раз против января-марта 2021 г. А объем их продаж увеличился в 4,5 раза, или на 357%. По отдельным отраслям отмечен рост в 9 и больше раз: например, продажи спортивного питания выросли на 855%. Сейчас общий оборот локальных производителей только на этом маркетплейсе оценивается в 1,9 млрд рублей.
Онлайн-платформа продолжает расти, открывая новые логистические центры. «Думаю, что мы будем продолжать развиваться как эффективная площадка для поставщиков и покупателей. Задача любого маркетплейса — помогать местным производителям», — комментирует генеральный директор маркетплейса Wildberries Татьяна Бакальчук.
Уверенный рост показали все крупные онлайн-маркетплейсы: OZON, Яндекс.Маркет, Сбермегамаркет и Каспи.кз. Так, оборот от продаж (GMV) на OZON, включая услуги, достиг рекордных 448,3 млрд рублей за полный 2021 год по сравнению с 197,4 млрд рублей за полный 2020 год (рост показателя составил 127%). Количество заказов достигло 223,3 млн за 2021 год, рост показателя составил 202%.
Для малых производителей и импортеров маркетплейсы кардинально расширили возможности, упростив им доступ к розничной сети. Сегодня существует множество брендов, которые смогли пробиться к покупателю именно благодаря торговым онлайн-площадкам. Также благодаря Wildberries, OZON, Яндекс.Маркету и Сбермегамаркету, которые сегодня представлены практически во всех городах России, граждане России получили доступ к гигантскому ассортименту товаров.
Статья подготовлена при содействии начальника отдела регулирования электронной торговли и маркировки товаров Департамента таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ЕЭК И.П. Кабанова