Найти в Дзене

«Доктор Живаго» Борис Пастернак о матросах и искусстве


Мой друг художник и поэт задумал написать роман…
Объем: 624 страницы


Нобелевская премия по литературе, восторженные отзывы аудитории по всему миру, многочисленные экранизации и театральные постановки… Буря эмоций, шквал аплодисментов. Доктор, может, со мной что-то не так? Ведь я не испытала ровным счетом ничего. Ну, разве что сожаление о времени, потраченном на штудирование мега художественного бесконечного (в плане объема текста) описания дорожек и дорог, железных и грунтовых, прямых и не очень, которые подобно ниткам запутываются в самих себе, попутно удушая персонажей одного за другим, а временами перекрывая кислород и Читателю.

И ладно, есть просто дурные книги с дурным посылом и дурной текстовкой, но ведь Пастернак объективно выдал красивый даже стихотворный текст, описал переломные моменты в судьбе страны и ее жителей, адреналиновое роуд-муви героям замутил, а я не довольна. Вот читаю, чтобы дочитать. Описания 101-ой локации партизанского отряда безжалостно пролистываю (одну страницу, вторую, третью — а этот «свирепый скрежет снега» и «лучи густого, как мед, янтарно-желтого цвета» всё не заканчиваются).

Как раджа из «Золотой антилопы» я шепчу, я умоляю: «Довольно». Но Живаго все мечется и мечется, разрываясь между белыми и красными, женами и любовницами, стихами и медициной, березой и ольхой пока финал, вторя началу в духе Анны Карениной, не замыкает этот круг, и звенящий на бегу трамвай не отправляется в депо, а посредственный врач и великий поэт на покой.

В сухом остатке, спустя 624!!! страницы, на фоне \опять двадцать пять\ очередного «В лесу было много непожелтевшей ЗЕЛЕНИ. В самой глубине он почти весь еще был свеж и ЗЕЛЕН… Листья … горели с изнанки ЗЕЛЕНЫМ огнем…» зеленеет немой вопрос: а не сборник ли это текстов для проверки грамотности? Процентов 40% книги — описание декораций: красивое, художественное и не несущее никакой смысловой нагрузки, что, наверное, норм для стихов, но убийственно для прозы.

А вы точно доктор?

Если постфактум описывать, что это было, я бы сказала, что Пастернак написал очень длинную, крайне образную, безмерно затянутую романтизированную поэму о беспомощности среднестатистического человека перед системой и его покорности обстоятельствам, просто отчего-то забыл ее зарифмовать. Свеча горела на столе. Рука писала. То есть прочитав довольно внушительный объем текста, вдруг осознаешь, что не прочитал ничего содержательного.

Это как с «Юпи» — был такой порошок, который растворяли в воде, чтобы получить сладкий напиток. Да, у Пастернака водичка не болотная, возможно, даже из артезианской скважины набранная, но концентрация «Юпи» (содержательности) в этой бочке жидкости ничтожна мала. Пить-то можно, вот только удовольствия никакого.

Местами текст захлебывается от собственного пафоса и неспособности Автора передать чувства героев через поступки, а атмосферность момента через события. Диалоги подаются крупными блоками и больше походят на чтение проповеди с амвона, чем на живое общение друзей и любовников.

«Паша любил её до безумия»
«Она любила это место до самозабвения»
«она умопомрачительно хороша»
«всепожирающая сила»
«надвигается неслыханное, небывалое»


Я как-то не акцентировалась, какая там специализация была у доктора, если судить по тексту, он окулист:
«Какое младенчество! Какая близорукость!», - восклицает Живаго.
«Какой завидное ослепление», - думал доктор».

Причем, самому Живаго не помешало бы снять с себя розовые очки и обзавестись, наконец, подходящими линзами, а то на привычном маршруте от дома любовницы к дому жены Герой умудряется вляпаться еще страниц на 120 художественного текста.

Порой, когда Пастернак отвлекается от описания природы, Герой осмысленно (скорее не очень) спит.
Страница 252: «пока отсыпался Юрий Андреевич»
Страница 253: «Юрий Андреевич проснулся»
Страница 253: «Юрий Андреевич проснулся в начале ночи»
Страница 255: «ближе к утру Юрий Андреевич проснулся»

Содержательность - сильная часть романа.

«Не знаю, как бы это выразить покороче. Видите, мы все больше углубляемся…», - устами Живаго будто извиняется за излишний текст Автор. И при этом продолжается масштабное описание людей, которых мы видим на страницах книги в первый и в последний раз, и которые не сыграют никакой роли в повествовании. Бесполезная адская массовка хаотично перемещается среди подробно описанных Пастернаком деревьев и кустарников, и в этой чаще просто лень выискивать проблески разума, хотя они там, бесспорно, есть.

«Танец злобного гения»

Как я позаимствовала заголовок для этой части рецензии у бессмертной группы «Король и шут», так Пастернак не устает ссылаться… да на всех подряд! Пушкин, Достоевский, Бунин, Чехов, Некрасов… Шекспир. Будто мы без цитат из классиков еще не поняли, что будем смотреть на революцию и ее последствия глазами интеллигенции. Матросам здесь не место.

«Блоком бредила вся молодёжь обеих столиц, и они с Мишею больше других»
«Маяковский всегда мне нравился. Это какое-то продолжение Достоевского»
«Что-то из безоговорочной светоносности Пушкина, от невиляющей верности фактов Толстого»


Также я заметила некую бинарность художественных элементов. Так, видимо, по примеру белых и красных, Пастернак начинает противопоставлять по цветам все, что описывает вокруг, и этот прием прослеживается на протяжении почти всего романа.

«всё освященное казалось белым, всё не освещенное – чёрным»
«В минуту даль заволоклась белым саваном, земля устилалась белой пеленой… Выступала черная, как уголь, земля...»
«...голубого и розового цвета были высунувшиеся из-под пиджаков рубашки на парнях. Голубого и розового цвета – платья девушек. Голубого цвета было небо. Розового – облака»


Очень много описательных моментов, построенных одинаковым образом, как-будто (хотя скорей уж точно) превалирующее внимание было уделено ритмике текста, а не его содержанию. Эпитеты завязанные на отрицании НЕ и БЕЗ/БЕС:

«Это было Неслыханно, БЕЗоговорочно»
«НЕдоставало дара НЕечаянности, силы, НЕпредвиденными открытиями нарушающие БЕСплодную стройность пустого предвидения»
«НЕдоставало БЕСпринципности сердца»
«Это не жизнь а НЕчто БЕСпримерное, фантасмагория, НЕсуразица»


Причем, как я уже призналась, к середине я уже не вчитывалась, а домучивала, но БЕСконечная описательность НЕпредвиденно настигала и БЕСпокоила своей ритмичной НЕсоразмерностью.

И о танцующем злобном гении. Господин Комаровский — злодей выдающийся и при этом единственный Персонаж, имеющий лицо и мотивацию. Я бы отметила его заслуги, как БЕСпринципные и НЕподдающиеся гуманистическому анализу. Он этакий Кащей Бессмертный, лишивший царевича счастливого детства и похитивший невинность царевны, и своей омерзительностью намертво связавший Живаго с Ларой. Комаровский настолько одиозен, что не удивлюсь, если он по задумке Пастернака и царя убил, и революцию организовал, но эти главы в последующем были удалены прозорливой цензурой.

Прочие герои, включая главного, настолько схематичны и их траектории так предсказуемы, что совсем не удивительно, что на бескрайних просторах России, они, не используя Гугл-карт, GPS или системы АИС, умудряются постоянно случайно с разбега врезаться друг в друга и всегда успевают к началу похорон.

Дабы не подражать Пастернаку, я проявлю насилие над собой, и все же закончу. Но по факту версия Автора о жизни в после революционной России настолько однобока, что тут даже нечего обсуждать. Все страдали, и точка.

PS: ….И все же зачем эта книга включена в школьную программу? Возможно, опять происки Комаровского…

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Искала я, но не нашла
Искру в романе…


Приятного чтения!

#литература #чтение #пастернак доктор живаго #революция в россии #история россии #история #нобелевская премия по литературе #психология #саморазвитие