По материалам выставки «Блеск клинков»
Из учебного фильма для армии США в 1943 году: «Японские офицеры до сих пор боготворят старомодный меч. Вы увидите, как они ведут войска, подавая сигналы мечом, совсем как в старых боевиках. Застрелите этих офицеров как можно скорее, потому что эти самые мечи могут рассечь человека от ключицы до пояса одним чистым ударом. Кроме того, японские войска теряют самообладание, когда их офицеры убиты и быстро обращаются в бегство».
В 1930-е годы в Японии под влиянием всё больше набиравшей силу идеологии традиционализма и национализма пришли к мысли, что вооружение высшего состава сухопутной армии и флота должно в полной мере отражать многовековые традиции японского народа. В результате у офицеров появились мечи, напоминавшие оружие японских самураев, под названием син-гунто.
Название представляет собой комбинацию из трёх слов: «син» - новый; «гун» - военный и «то» - меч, то есть буквально «новый военный меч». Син-гунто был введён 14 февраля 1934 года как модификация меча «тати» XII– XIV веков. Он предназначался для армейских офицеров, в том числе кавалеристов и унтер-офицеров. В 1935 году был введён син-гунто для сержантского состава.
Перейдём к детальному описанию армейского син-гунто. Гарнитура рукояти латунная. Она состоит из кабуто-ганэ (набалдашника) и фути (муфты), выполненных в технике литья и декорированных рельефным изображением цветов вишни (сакуры) и листьев. Кабуто-ганэ имеет сквозное отверстие, куда вставляется втулка, через который пропускается петля сарутэ для крепления темляка. Рукоять меча обмотана коричневой тесьмой с перекручиванием тесьмы в стиле, типичной для традиционного меча катана.
Деревянная основа рукояти покрыта белой кожей ската (самэ). Интересно, что в годы Второй мировой войны в связи с кризисом рыболовства для покрытия рукояти могли использовать акулью кожу. На обоих сторонах рукояти под тесьмой имеются так называемые «мэнуки», штампованные украшения из латуни или меди. Как правило, у армейских мечей мэнуки имели форму трёх цветков вишни типа кадосакура, но иногда это могли быть изображения драконов, цветов и другие, характерные для типичных самурайских мечей. Рукоять скрепляется с клинком посредством бамбукового колышка (мэкуги), проходящего сквозь отверстие в хвостовике и легко удаляемого для перемонтировки меча.
Очень интересной деталью меча является его гарда или цуба. Уставная литая цуба имеет форму «аои» или мальва - овальная с четырьмя уплощенными лопастями. Обе стороны цубы украшены рельефными изображениями четырёх цветков сакуры.
Главная деталь меча – клинок. Он традиционной формы синоги-дзукури, то есть изогнутый, имеющий ребро (синоги) и центр кривизны, находящийся примерно в середине клинка. На хвостовике могут стоять имя кузнеца, дата и сведения, относящиеся к месту и типу производства.
Существовало несколько вариантов изготовления клинков. Самым редким являлись клинки ручной ковки, закалённые в воде. Эта технология называлась «гэндайто» и ковали подобные мечив частных мастерских кузнецы высокого класса.
Наиболее распространённым типом являлись клинки комбинированной ручной и машинной ковки с закалкой маслом. Эта технология называлась «абура-яки-ирэ». Ближе к концу войны стали использоваться клинки только машинного производства, выполненные из одного куска стали. Реже всего встречались мечи со старыми наследственными клинками, взятыми из мечей типа катана, вакидзаси и перемонтированные в военную оправу.
Как же становились обладателями этого меча? Оружие офицеры приобретали за собственные средства. Купить меч можно было у частного торговца или через Армейскую ассоциацию «Кайкося». При этом отказаться от покупки или сэкономить было невозможно — ведь офицер без меча был опозорен и терял «лицо».
Лорд Луис Маунтбеттен — во время Второй мировой войны верховный главнокомандующий союзных войск на Юго-восточноазиатском направлении - прекрасно понимал это. Именно поэтому, принимая в сентябре 1945 года японскую капитуляцию в Сингапуре, он приказывал японским офицерам и сержантам сдавать мечи в присутствии своих подчинённых. Благодаря этому в Соединённые Штаты Америки, Великобританию и другие союзнические страны попали в качестве трофеев и сувениров тысячи мечей.
Однако, вероятнее всего в Советский Союз такие мечи попали раньше, ещё в конце 1930-х годов среди трофейного вооружения, взятого Красной Армией на Хасане и в районе реки Халхин-Гол.
К слову, в знаменитом советском фильме «Белое солнце пустыни» один из участников банды Абдуллы, белогвардейский подпоручик, как раз вооружён мечом син-гунто. Скорее всего, при помощи такого атрибута режиссёр картины хотел показать зрителю, что бывший офицер царской армии принимал участие в войне с Японией, имеет боевой опыт и добыл меч в бою. Только вот, мы же с вами помним, что син-гунто был принят на вооружение в 1934 году. А действие фильма происходит в начале 1920-х. Неувязочка...
Но вернёмся в 1945-й. Как же проходил процесс сдачи мечей? Обычно японцы проходили строем мимо стоявших на карауле солдат союзников. Все младшие чины к тому времени были разоружены. Старший офицер должен был отстегнуть меч, подойти к столу, накрытому флагом Великобритании, передать его в руки старшему офицеру союзников, назначенному принимать капитуляцию, затем отсалютовать и вернуться в строй. Остальные офицеры и сержанты по одному, согласно чину, выступали из строя и клали мечи на землю или подстилку.
При передаче меча другому лицу необходимо было держать его горизонтально на ладонях рукоятью влево и лезвием к себе. Это означало, что меч не имеет силы («мёртвый») и передаётся с мирными намерениями. Получателю, в свою очередь, следует повернуть меч таким же образом. Примечательно, что некоторые офицеры принципиально сдавали мечи, повёрнутыми режущей частью к получателю, как бы сигнализируя о своей непокорности.
Генерал Дуглас Макартур, верховный главнокомандующий силами союзников на Дальнем Востоке, приказал, чтобы всё японское население было обезоружено. Полной конфискации подлежали все мечи, в том числе и старые самурайские, находящиеся в частной собственности. Под угрозой наказания японцев обязали отнести оружие в особые пункты сбора. Самые дорогие экземпляры офицеры союзников разбирали как сувениры, но большая часть была уничтожена. Мечи переламывали пополам, затем отправляли на переплавку. Многие ценные экземпляры оказались утрачены.
В фондах Кировского областного краеведческого музея имени П.В. Алабина хранится один из немногих сохранившихся мечей син-гунто. В фонды музея меч был передан в 1964 году сотрудниками органов внутренних дел. Его предысторию ещё предстоит выяснить исследователям, а пока увидеть этот раритет, а также другое экзотическое оружие могут посетители выставки «Блеск клинков», которая работает в Кирове до 29 января 2023 года.
Материал подготовлен при содействии лектора-экскурсовода Музея воинской славы (г. Киров) Д.В. Гришина.