Доброго времени суток!
Типичной реакцией под новостями о каком-либо производстве является фраза "Это не производство, а отверточная сборка из импортных/китайских комплектующих". Причем так прилетает как небольшим стартапам, так и крупным производствам, типа производства Суперджета.
Собственно еще с прошлого века в нашем сознании сидит установка, что производство - это что-то большое, сложное, занимающееся изготовлением продукта практически с нуля из поставляемого сырья.
А вот сборка, да еще с уничижительным прилагательным "отверточная" - это что-то несерьезное, сделанное на коленке и недостойное внимание. Дескать такое каждый дурак может и гордиться тут нечем.
Да, пропуск через призму гордости тут обязательный атрибут.
Я же, не будучи не только вспепропальщиком, но и привыкший уважать чужой труд, категорически не согласен с подобным отношением. Далее попробую пояснить почему.
Сборка - это производство
Начнем с самого главного - с общепринятых определений. Их ведь для того и придумывают, чтобы люди говорили на одном языке.
Разные производства имеют разную структуру производственных процессов. Но раз мы рассматриваем сборку, то в производствах где данный технологический процесс имеет место быть (а это, например, машиностроительное или радиоэлектронное производство) имеется следующая структура классификации производственных процессов:
- заготовительные;
- обрабатывающие;
- сборочные.
При этом каждый вид имеет право именоваться производством. Т.е. "сборочное производство" - это вполне себе нормальный и распространенный термин.
Таким образом уже на уровне определения мы видим, что сборка - это производство.
Роль сборки и комплектующих
Сборка, являясь финишным производственным процессом, может называться наверное главным производственным процессом, наделяющим изделие заданным функционалом. Без нее все остальное не имеет особого смысла.
Да, качество заготовительных и обрабатывающих производств так же имеет значение. Но без сборки оно просто не имеет смысла. Ни отливка, ни, например, штуцер сами по себе не имеют никакого применения. Именно сборка делает устройство способным выполнять свои функции, которые в него заложили разработчики.
И тут непонятно почему приоритет отдается именно комплектующим. Да, они несомненно представляют из себя большую ценность без которой не собрать изделия. Но и вне изделия в них нет никакого смысла.
Вам ничего не даст процессор, если его не собрать в устройство. И ничего не даст авиадвигатель, если его не поставить на самолет, ну или хотя бы прикрутить его к генератору или компрессору.
Кроме того стоит помнить про разделение труда. Разработчик и производитель конечного изделия работают в своей нише, где нужны немалые компетенции, НИОКР и т.д. И комплектующие они выбирают из тех, что им доступны. И как-то странно ставить в укор производителя, что он выбрал эти комплектующие, а не другие. Особенно если тут идет выбор по национальному признаку.
Задача производителя - сделать корпус, навесить на него комплектующие, соединить их так, чтобы это все работало как надо, а не как в том анекдоте: "все равно пулемет получается".
И ведь так не вчера сложилось. Даже в Союзе в технически сложных изделиях производители делали корпуса (планер на авиазаводах, кузов на автозаводах и т.д.) и навешивали на него комплектуху, которую свозили со всей страны. Да были ситуации когда в одном месте делали еще и комплектующие (пусть не все), но это уже был вариант производственных объединений, или как сейчас это называют - кластеры. Такое и сейчас есть, пусть и под разными вывесками, т.к. каждый занимается своей задачей.
При этом мало просто что-то произвести. Это всё кому-то должно быть нужным, т.е. это нужно продать. А как показывает практика патриотизм хорошо продается только в СМИ и блогах. В жизни же нам при выборе товара или услуги интересует вопрос качества и цены в первую очередь.
И когда вы покупаете себе телефон, то основной упор вы делаете на качестве комплектующих: какой процессор, какой экран, какая камера. Ну и сколько это все стоит. И вас навряд ли заботит в какой стране это все произведено.
Когда мы покупаем авто, то нам как-то без особой разницы где собирали двигатель, делали кресла и амортизаторы. Мы смотрим на другое.
Даже на "Made in ..." самого товара мы обращали внимание. Финская сборка Нокии, немецкая сборка Бош, японская сборка автомобиля - это было важно некоторым. А вот откуда комплектующие для этой сборки - нет.
Однако когда мы говорим про тот же Суперджет, то все как-то сразу смотрят на национальную принадлежность его комплектухи. Такое ощущение, что сам самолет любой дурак спроектирует. Ан нет, у Митсубиси вот не получилось.
И ведь такое повсеместно: автомобиль, трактор, судно, какая-нибудь специализированная приблуда - тут же вопрос "а чья комплектуха?", а затем "фу, отверточная сборка".
Вот и выходит, что это какие-то двойные стандарты. В одном случае мы смотрим на сборщика, его инженерные и производственные компетенции, ОТК и т.д., а в другом случае это все не имеет никакого значения.
Да и какая разница чья комплектуха? Комплектующие те, которые предпочел производитель. И это не означает, что нет такой российской. Просто по тем или иным причинам российская не подошла. Почему? Вопрос всегда индивидуальный.
Появится достойный российский производитель комплектухи, или жизнь заставит, как сейчас - будет и российская комплектуха. Но не надо требовать этого априори.
Отверточная сборка существует
Несмотря на важность сборки и сложности разработки изделия, несомненно не все, что называется сборкой имеют одинаковую сложность.
Существуют процессы где сборка достаточно примитивна, а процесс "разработки" изделия не требует каких-то серьезных усилий, опыта или знаний.
Яркий пример - это сборка ПК. Базовые знания доступные школьнику - и ты уже можешь это делать. И тут не надо ни спецоборудования, ни разработки изделия.
Но это бытовой уровень. Если же взять что-то посерьезнее, то тут на ум сразу приходит крупноузловая сборка.
Из свежего - это производство Москвича на бывшем заводе Рено в Москве.
Хотя еще в 90е подобную фишку проворачивали с Шевроде Блейзер в Елабуге.
Но такие случаи все же не столь частые.
В основном же за этой самой "сборкой из импортных комплектующих" стоит немалый труд тех, кто разработал изделие, протестировал его, наладил производство.
И именно они создают рынок комплектующих, на который в дальнейшем смогут ориентироваться производители этих комплектующих, т.е. они эдакие драйверы развития.
А если вы считаете, что это все не имеет значения, то скорее всего за пределами туалета вы ничего в своей жизни не сделали. Но это уже совсем другая история.
Спасибо за внимание!