Найти в Дзене
Байки про педальки

Зачем нужны параллельные цепи эффектов? [Задвигаем за фазу, часть 2] (24)

Предыдущая статья про фазу сигнала - это была комбинация вводной части и упоминание основного подводного камня, встречающегося в параллельных цепочках эффектов.
А какие вообще плюсы у параллельных цепей?
Для примеров рассмотрим педаль splitter-blender, созданную на основе документации с сайта ROG
input/output - это понятно: вход и выход педали.
Между входом и выходом происходит немного магии: поступивший на вход сигнал сразу разделается на две копии и посылается на две внешние петли, каждая с двумя разъемами - посыл (send) и возврат (return). Одна петля условно называется wet, вторая не менее условно называется dry.
Из органов управления есть тумблер, переключающий на 180 градусов фазу сигнала в петле wet и ручка баланса, которая задает соотношение сигналов из петель dry/wet в выходном сигнале.
А теперь рассмотрим варианты использования параллельных петель:
***
Самое простое - это подключить в петлю wet эффект перегруза (distortion, overdrive или fuzz), а по петле dry пустить чист

Предыдущая статья про фазу сигнала - это была комбинация вводной части и упоминание основного подводного камня, встречающегося в параллельных цепочках эффектов.

А какие вообще плюсы у параллельных цепей?

Для примеров рассмотрим педаль splitter-blender, созданную на основе документации с сайта
ROG


input/output - это понятно: вход и выход педали.
Между входом и выходом происходит немного магии: поступивший на вход сигнал сразу разделается на две копии и посылается на две внешние петли, каждая с двумя разъемами - посыл (send) и возврат (return). Одна петля условно называется wet, вторая не менее условно называется dry.
Из органов управления есть тумблер, переключающий на 180 градусов фазу сигнала в петле wet и ручка баланса, которая задает соотношение сигналов из петель dry/wet в выходном сигнале.

А теперь рассмотрим варианты использования параллельных петель:

***
Самое простое - это подключить в петлю wet эффект перегруза (distortion, overdrive или fuzz), а по петле dry пустить чистый сигнал.
Ручка баланса позволит отрегулировать соотношение в выходном сигнале чистого звука и перегруженного. Классический способ обогатить звук бас-гитары и сохранить динамику.

***
Можно несколько усложнить: пусть по wet, как и раньше, будет подключен перегруз, но в петлю dry мы подключим компрессор или бустер.
Иногда чистый звук сложно сбалансировать по громкости с перегруженным, в таком случае немного разогнав его по уровню мы получим всё ещё чистый сигнал, но лучше поддающийся комбинированию с перегрузом.

***
Иногда при использовании компрессора получается добавить сустейна, но при этом съедается динамика и звук становится слишком зажатым. Некоторые компрессоры содержат в себе ручку blend, позволяющую добавить немного чистого звука и подбавить динамики. При использовании параллельных петель мы можем добавить нужное количество чистого звука к любому компрессору, включенному в петлю wet.

***
Можно в две петли подключить по педали delay, каждую со своей задержкой. Таким образом можно, например, комбинировать слэпбэк и длинное эхо. Если просто подключить два дилея один за другим, то вторая педаль будет повторять не только чистый сигнал, но и повторы первого дилея, а это может привести к морю повторов, в котором будет ничего не разобрать.

Разумеется можно в каждую петлю подключать и по несколько любых эффектов, тут всё на откуп фантазии экспериментатора.

Можно экспериментировать с педалями модуляции и их отношением к чистому звуку в петле dry. Тут есть несколько направлений для экспериментов:

***
Можно включить в петлю wet педаль вибрато и, подмешав чистый звук, получить эффект хоруса. Ведь хорус - это и есть вибрато + чистый звук.

***
В основных эффектах модуляции уже содержится и модулированный сигнал и чистый. К таким эффектам относятся фэйзеры, хорусы, фленжеры. Но иногда эффект получается слишком сильный. Хочется как-то сделать именно эффекта поменьше, а громкость оставить. В таких случаях также поможет наш параллельный микшер.
В петлю wet включаем, например фленжер, и ручкой баланса чуть уменьшаем его соотношение к чистому сигналу в петле dry. Получаем тот же эффект, но уже менее ядрёный.

***
А можно, также оставив педаль модуляции в петле wet, выставить баланс по центру и щелкнуть тумблером фазы так, чтобы петли оказались в противофазе. Это приведёт к тому, что чистый сигнал почти исчезнет в итоговом миксе и мы получим эффект наподобие вибрато.

***
А можно подключить в петли разные педали модуляции и удалить при помощи противофазы из них обоих чистый сигнал. Именно так я получал упоминавшийся в прошлой статье звук, когда у хоруса и фленжера осталась только часть, отвечающая за вибрато, но зато она была сложной, сразу от двух эффектов.

------------------------------------

Во всех этих примерах мы пользовались одновременно способностями педали разделять и смешивать звук. Но никто не запрещает пользоваться только половиной данного функционала.

***
Можно подключить гитару в input, а wet send и dry send направить в два разных усилителя. Это не самый лучший вариант разделения сигнала, тут нельзя решить проблемы переключения фазы (поскольку инверсия сигнала петли wet происходит не на части send, а на части return) и нет функционала по борьбе с шумом из-за земляной петли (об этом когда-нибудь будет отдельная статья). Но если повезёт и два усилителя будут без противофазы и земляной петли, то это один из способов попробовать открыть для себя удивительный мир игры в два усилителя.

***
Можно подключить два источника сигнала (например две гитары) в dry return и wet return и снимать общий сигнал с output, например чтобы играть в один усилитель вдвоём. Или можно в один из return-ов пустить сигнал с минусом или барабанами и играть на усилителе, в котором нет отдельного aux входа.

В общем и целом, параллельная обработка - весьма занятный способ провести время в экспериментах со звучанием и, возможно, найти что-то новое.

Следующая часть