Под небом голубым... СССР, 1989. Режиссер Виталий Дудин. Сценарист Виктор Мережко. Актеры: Игорь Фурманюк, Анна Яновская, Нина Усатова, Юозас Будрайтис, Борис Лагода, Георгий Волчек, Виктор Мережко и др.
Лента Виталия Дудина «Под небом голубым» поставлена в жесткой драматической манере. Сценарий Виктора Мережко выводит на авансцену любовь-ненависть двух молодых людей (Игорь Фурманик, Анна Яновская), пораженных тяжелым недугом наркомании. От бедняжки Лены отрекся ее сановный отец, а ее полубезумный возлюбленный довел до ручки своего папашу-пенсионера (тоже бывшего большого начальника).
Перед нами классический образец беспросветной «чернухи», где персонажи появляются в основном на грязных задворках, в подворотнях, подвалах, превращенных в бардак квартирах и т.д. Разработка характеров персонажей поверхностна и прямолинейна, и тут даже такие талантливые актеры, как Юозас Будрайтис и Нина Усатова, не спасают…
Александр Федоров, киновед
Подарки по телефону. СССР, 1978. Режиссер Алоиз Бренч. Сценарист Андрис Колбергс. Актеры: Стасис Петронайтис, Эугения Плешките, Харийс Лиепиньш, Хелга Данцберга, Петерис Лиепиньш, Паул Буткевич, Интс Буранс, Виктор Плют, Ивар Калныньш, Гунарс Цилинский и др. 17,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Драка в товарном вагоне. Опрокидывающийся грузовик, наполненный бутылками. Вечеринка современных акселератов. Окровавленное лицо. Варьете с танцовщицами. Бегущий человек. Драка среди разбивающихся вдребезги аквариумов. Резкая, динамичная музыка. Примерно так выглядел рекламный ролик фильма Алоиза Бренча «Подарки по телефону».
Очередной боевик? Нет, и хотя эти сцены действительно, есть в фильме, он выгодно отличается от такого рода лент серьезным, вдумчивым отношением к материалу. Перед нами — психологический детектив. Причем, в центре картины не опасная работа «оперов» — как, например, в фильмах «24—25 не возвращается» и «Свет в конце тоннеля» того же А. Бренча, не разоблачение порочного мира преступности («Ключи от рая», «Быть лишним»), а трагедия обыкновенного человека — машиниста состава «Рига—Клайпеда» Петерсона (С. Петронайтис), которого пытается использовать в своих целях организованная банда.
Впрочем, и такой поворот сюжета нельзя назвать открытием. Борьба или бессилие одиночки против представителей зла на Земле — эта тема тоже не нова в мировом кинематографе («Погоня» Артура Пенна и др.). Среди фильмов такого рода есть и свои шедевры — «Старое ружье» Робера Энрико.
Но авторы «Подарков по телефону» сумели открыть в этой теме новую грань. Их интересуют, прежде всего, человеческие характеры, поступки, непростые моральные проблемы, стоящие перед главным героем фильма. Ситуация, в которую попадает Петерсон, почти безвыходная: получая крупные суммы денег от неизвестных лиц, он понимает, что втянут в преступную игру. Принять ее правила — значит, стать самому преступником. Пойти в милицию, не имея веских доказательств, значит, подвергнуть риску себя и своих детей: банда на свободе, она может жестоко отомстить. Петерсон пытается найти некий третий выход — разоблачить преступников самому...
А. Бренч разрабатывает детективную тематику последовательно и плодотворно, доказывая, что это не второстепенный жанр. Недаром ведь и многие романы Достоевского по форме — детективы. Детектив дает возможность показать человека в критических ситуациях, то есть обнажить его даже ранее скрытые черты, как низкие, так и благородные. Именно в этом жанре Алоиз Бренч нашел свое призвание. Каждый новый фильм режиссера сделан с еще большим мастерством, чем предыдущий.
Характеры героев фильм разрабатываются более глубоко и интересно. В «Подарки по телефону» неожиданно вторгаются элементы поэтического кино, с его непременным «рапидом». Никаких лишних деталей, необязательных сцен. Жесткий монтажный режим, четкий ритм, безукоризненные трюковые съемки (у Бренча всегда заняты отличные каскадеры), единство музыки и изображения.
Разумеется, высокий профессионализм еще не залог того, что зрителей ждет встреча с подлинным искусством. И примеров тому множество... Но Алоиз Бренч исследует преступность как социальное зло, стремится выявить его корни и истоки, причины существования. Режиссера интересуют не только профессиональные качества сотрудников сыска, но прежде всего нравственное превосходство: над преступниками. Всё это делает произведения Бренча явлением незаурядным. Поэтому можно с полной уверенностью сказать, что фильм режиссера — хороший подарок для любителей детективов.
Александр Федоров, киновед