Сегодня я расскажу вам занимательную историю одного теперь уже знаменитого балийца. Его искренняя любовь к острову и местному искусству совершила настоящее чудо.
В одной из деревень Убуда в центральной части острова в семье выдающегося резчика по дереву Вайана Неки подрастал сын Сутеджа. С детства ребенок умел видеть прекрасное. Его любовь к искусству, конечно, подкреплял успех собственного отца. Одна из его работ - трехметровая деревянная статуя мифической птицы Гаруда представляла Индонезию на всемирных выставках Нью-Йорка (1964г.) и Осаки (1970г.)
Повзрослев, Сутеджа получил образование учителя, но, тем не менее, решил связать свою жизнь с искусством. Все свое свободное время он посвящал изучению основ живописи. Одновременно молодой человек стал замечать, что иностранцы, приезжающие на остров с удовольствием скупают и увозят с собой предметы местного искусства. Тогда в голове Сутеджи родились идеи, которые в последствии стали целью его жизни:
- сохранить индонезийское искусство;
- задокументировать этапы его развития для будущих поколений;
- сделать всемирно известными местных творцов и их работы
Начал двадцатисемилетний Сутеджа с открытия собственного художественного магазина, в котором он стал продавать картины местных художников, а также работы своего отца. Молодой Нека, имея к тому времени прекрасный вкус и чутье к действительно стоящим работам, сам лично выбирал произведения для своей галереи. Работы, выставленные в художественном магазине, хорошо продавались, а их авторы становились узнаваемыми не только в Индонезии, но и за ее пределами. Туризм в те далекие годы уже начал развиваться на Бали. В особенности эти места становились популярными среди мировой творческой интеллигенции.
Средства, вырученные от продажи предметов искусства, позволили Сутедже Неке в 1976 году открыть собственный музей. Он и по сей день находится там, в Убуде, на берегу живописной реки Чампухан.
Музей размещен в семи традиционных зданиях в окружении прекрасного сада. В нем собрана, пожалуй, одна из лучших коллекций индонезийского искусства. Можно сказать, что это своего рода энциклопедия местной живописи. Попадая в музей, посетитель отправляется в увлекательное путешествие по истории развития балийского искусства.
Надо сказать, что в музее представлены работы не только местных мастеров. Целые залы посвящены творчеству иностранных художников, выбравших Бали своей темой для творчества. Во время своих многочисленных поездок в Европу Сутедже удалось привлечь на остров ряд выдающихся художников, многие из которых, вдохновившись местными красотами, оставались здесь жить. Они же в свою очередь сыграли свою роль в становлении здесь современного искусства. Знакомясь с местными творцами, они делились с ними новыми направлениями живописи и техниками работы.
Вот так деревенскому мальчику из балийской глубинки благодаря своему энтузиазму, таланту и целеустремленности удалось претворить свою мечту в явь. Сутеджа Нека внес поистине неоценимый вклад в развитие, популяризацию и сохранение индонезийского искусства. На сегодняшний день можно сказать, что Художественный музей Нека – это настоящая сокровищница и мир вдохновения для ее посетителей. Сутеджа – один из тех энтузиастов, благодаря которым Убуд стал культурным центром Бали. Сюда, как и прежде, стекается творческая интеллигенция не только с Индонезии, но и со всего мира.
В 1992 году Сутеджа Нека был награжден правительством Индонезии художественной премией Дхарма Кусума (Dharma Kusuma) и золотой медалью, а в 1993 году удостоился высшей художественной премии: Пиагам Хадьях Сени (Piagam Hadyah Seni). В 1997 году он получил трофей Адикарья Паривисата (Adikarya Pariwisata) за заслуги в сфере туризма от правительства Индонезии и премию (Heritage Award) от Тихоокеанской Азиатской Ассоциации Путешествий.
В заключение хочу сказать, что, путешествуя по разным регионам и странам, мы невольно соприкасаемся с другими традициями, культурой, расширяем границы собственного «я». Но в то же время, если у нас нет определенных хотя бы минимальных знаний искусства, религии, языка, традиций, очень многое остается либо неверно понятым, либо не понятым вовсе. Поэтому во время путешествия считаю очень важным попытаться проникнуться местным искусством и культурой. В этом отношении музей, созданный Сутеджей Нека – настоящая находка для любознательных путешественников.
Статья написана под впечатлением от посещения «Музея искусств Нека» (Убуд, Бали). Посвящаю ее своей дорогой маме, с которой мы планируем в скором времени побывать там вместе.