Найти тему
Мир вокруг нас

Сокровища Бали. Невероятная история успеха.

Сегодня я расскажу вам занимательную историю одного теперь уже знаменитого балийца. Его искренняя любовь к острову и местному искусству совершила настоящее чудо.

В одной из деревень Убуда в центральной части острова в семье выдающегося резчика по дереву Вайана Неки подрастал сын Сутеджа. С детства ребенок умел видеть прекрасное. Его любовь к искусству, конечно, подкреплял успех собственного отца. Одна из его работ - трехметровая деревянная статуя мифической птицы Гаруда представляла Индонезию на всемирных выставках Нью-Йорка (1964г.) и Осаки (1970г.)

Сутеджа Нека с супругой и единомышленницей Ни Густи Маде Сримин, которая руководит одной из картинных галерей в центре Убуда (2004).
Сутеджа Нека с супругой и единомышленницей Ни Густи Маде Сримин, которая руководит одной из картинных галерей в центре Убуда (2004).

Повзрослев, Сутеджа получил образование учителя, но, тем не менее, решил связать свою жизнь с искусством. Все свое свободное время он посвящал изучению основ живописи. Одновременно молодой человек стал замечать, что иностранцы, приезжающие на остров с удовольствием скупают и увозят с собой предметы местного искусства. Тогда в голове Сутеджи родились идеи, которые в последствии стали целью его жизни:

  • сохранить индонезийское искусство;
  • задокументировать этапы его развития для будущих поколений;
  • сделать всемирно известными местных творцов и их работы

Начал двадцатисемилетний Сутеджа с открытия собственного художественного магазина, в котором он стал продавать картины местных художников, а также работы своего отца. Молодой Нека, имея к тому времени прекрасный вкус и чутье к действительно стоящим работам, сам лично выбирал произведения для своей галереи. Работы, выставленные в художественном магазине, хорошо продавались, а их авторы становились узнаваемыми не только в Индонезии, но и за ее пределами. Туризм в те далекие годы уже начал развиваться на Бали. В особенности эти места становились популярными среди мировой творческой интеллигенции.

Сутеджа Нека беседует с голландским художником Рудольфом Бонне (1975).
Сутеджа Нека беседует с голландским художником Рудольфом Бонне (1975).

Средства, вырученные от продажи предметов искусства, позволили Сутедже Неке в 1976 году открыть собственный музей. Он и по сей день находится там, в Убуде, на берегу живописной реки Чампухан.

«Музей искусств Нека», центральный вход (Убуд, Бали).
«Музей искусств Нека», центральный вход (Убуд, Бали).
Внутри музея все организованно потрясающе красиво и со вкусом.
Внутри музея все организованно потрясающе красиво и со вкусом.
Павильон, посвященный индонезийскому живописцу голландского происхождения Ари Смиту.
Павильон, посвященный индонезийскому живописцу голландского происхождения Ари Смиту.

Музей размещен в семи традиционных зданиях в окружении прекрасного сада. В нем собрана, пожалуй, одна из лучших коллекций индонезийского искусства. Можно сказать, что это своего рода энциклопедия местной живописи. Попадая в музей, посетитель отправляется в увлекательное путешествие по истории развития балийского искусства.

"Танец шмеля", художник Анак Агунг Геде Собрат (1970), Бали. Живопись в убудском стиле, зародившаяся в 1920-х годах в Убуде, центральном Бали.
"Танец шмеля", художник Анак Агунг Геде Собрат (1970), Бали. Живопись в убудском стиле, зародившаяся в 1920-х годах в Убуде, центральном Бали.
"Портрет балийского танцора", художник Маде Сукада, Убуд, Бали (1976).
"Портрет балийского танцора", художник Маде Сукада, Убуд, Бали (1976).
"Танец Реджанг", художник Алимин, Западная Суматра (1974). Реджанг - это церемониальный танец молодых женщин в храме.
"Танец Реджанг", художник Алимин, Западная Суматра (1974). Реджанг - это церемониальный танец молодых женщин в храме.

"Мисс Коман", художник Камбоджа, Центральная Ява (1997). Порой я восхищаюсь красотой индонезийских женщин.
"Мисс Коман", художник Камбоджа, Центральная Ява (1997). Порой я восхищаюсь красотой индонезийских женщин.
"Моя очаровательная птица", художник Видаят, Центральная Ява (1980). Девочка держит в руках птичку.
"Моя очаровательная птица", художник Видаят, Центральная Ява (1980). Девочка держит в руках птичку.
"Обещание Рамы Сите", художник Абдул Азиз, Центральная Ява (1976). Работа по мотивам индийского эпоса "Рамаяны". Абдул Азиз оказался одним из наших "любимчиков" среди индонезийских художников.
"Обещание Рамы Сите", художник Абдул Азиз, Центральная Ява (1976). Работа по мотивам индийского эпоса "Рамаяны". Абдул Азиз оказался одним из наших "любимчиков" среди индонезийских художников.

Надо сказать, что в музее представлены работы не только местных мастеров. Целые залы посвящены творчеству иностранных художников, выбравших Бали своей темой для творчества. Во время своих многочисленных поездок в Европу Сутедже удалось привлечь на остров ряд выдающихся художников, многие из которых, вдохновившись местными красотами, оставались здесь жить. Они же в свою очередь сыграли свою роль в становлении здесь современного искусства. Знакомясь с местными творцами, они делились с ними новыми направлениями живописи и техниками работы.

"Тропический сад", художник Ари Смит, Голландия. Работам этого талантливого автора посвящен целый павильон в музее, названный в его честь. Мастер цвета и композиции, Смит раскрывает красоту и атмосферу Бали.
"Тропический сад", художник Ари Смит, Голландия. Работам этого талантливого автора посвящен целый павильон в музее, названный в его честь. Мастер цвета и композиции, Смит раскрывает красоту и атмосферу Бали.
"Искушение Арджуны Вивахи", голландского художника Рудольфа Бонне (1953). Автор провел большую часть своей жизни в Убуде, на индонезийском острове Бали. Затем был вынужден покинуть остров на пятнадцать лет из-за отказа продать одну из своих картин президенту Сукарно, руководящему страной в то время.
"Искушение Арджуны Вивахи", голландского художника Рудольфа Бонне (1953). Автор провел большую часть своей жизни в Убуде, на индонезийском острове Бали. Затем был вынужден покинуть остров на пятнадцать лет из-за отказа продать одну из своих картин президенту Сукарно, руководящему страной в то время.

Вот так деревенскому мальчику из балийской глубинки благодаря своему энтузиазму, таланту и целеустремленности удалось претворить свою мечту в явь. Сутеджа Нека внес поистине неоценимый вклад в развитие, популяризацию и сохранение индонезийского искусства. На сегодняшний день можно сказать, что Художественный музей Нека – это настоящая сокровищница и мир вдохновения для ее посетителей. Сутеджа – один из тех энтузиастов, благодаря которым Убуд стал культурным центром Бали. Сюда, как и прежде, стекается творческая интеллигенция не только с Индонезии, но и со всего мира.

В 1992 году Сутеджа Нека был награжден правительством Индонезии художественной премией Дхарма Кусума (Dharma Kusuma) и золотой медалью, а в 1993 году удостоился высшей художественной премии: Пиагам Хадьях Сени (Piagam Hadyah Seni). В 1997 году он получил трофей Адикарья Паривисата (Adikarya Pariwisata) за заслуги в сфере туризма от правительства Индонезии и премию (Heritage Award) от Тихоокеанской Азиатской Ассоциации Путешествий.

Голландский художник Ари Смит (справа) поздравляет Сутеджу Нека с получением одной из государственных наград за заслуги в сфере искусства и туризма (1997).
Голландский художник Ари Смит (справа) поздравляет Сутеджу Нека с получением одной из государственных наград за заслуги в сфере искусства и туризма (1997).

В заключение хочу сказать, что, путешествуя по разным регионам и странам, мы невольно соприкасаемся с другими традициями, культурой, расширяем границы собственного «я». Но в то же время, если у нас нет определенных хотя бы минимальных знаний искусства, религии, языка, традиций, очень многое остается либо неверно понятым, либо не понятым вовсе. Поэтому во время путешествия считаю очень важным попытаться проникнуться местным искусством и культурой. В этом отношении музей, созданный Сутеджей Нека – настоящая находка для любознательных путешественников.

Я под впечатлением от посещения "Музея искусств Нека", Убуд, Бали. Очень приятно, что гостей музея после окончания просмотра угощают вкусным прохладительным напитком.
Я под впечатлением от посещения "Музея искусств Нека", Убуд, Бали. Очень приятно, что гостей музея после окончания просмотра угощают вкусным прохладительным напитком.

Статья написана под впечатлением от посещения «Музея искусств Нека» (Убуд, Бали). Посвящаю ее своей дорогой маме, с которой мы планируем в скором времени побывать там вместе.