Найти тему
Байки про педальки

Особенности поклейки фоторезиста при изготовлении гитарных педалек своими руками (22)

Когда клеишь обои - главное, чтобы без пузырей. А то взяли мы как-то два пузыря и такое поклеили.....

Это не инструкция к действию, а подборка случаев из личного опыта. И выводы из этих случаев.

Изначально есть две исходные части:

Стеклотекстолит
Стеклотекстолит

Это кусок медной фольги, с завода очень плотно приклеенный на твердую пластину из стекловолокна

Пленочный фоторезист
Пленочный фоторезист

Это специальный клейкий материал, который раскатан в тоненький слой и с двух сторон защищен прозрачной пленкой, по типу пищевой.


Требуется их совместить в единое целое. Чтобы поверх медной фольги оказался очень плотно приклеен фоторезист.

Для этого необходимо отрезать кусочки нужных размером от текстолита (например ножницами по металлу) и фоторезиста (обычными ножницами)

Зачистить и обезжирить поверхность медной фольги на текстолите.
Осторожно, в процессе обезжиривания может быть задействован спирт!!! Надо обезжиривать то-о-оненьким слоем (с).

Отклеить от фоторезиста пленочку с внутренней стороны и...... [Казалось бы тут остается только идеально приклеить одно на другое. Но, как всегда, есть ньюансы.]

****
И вот тут начинается самое "интересное":

В интернете находил ролики про поклейку разными способами, самые основные из них:

***
Просто пальцами берут и клеют. Иногда с разглаживанием обрезиненным валиком чтобы выгнать пузырьки воздуха.
У меня так получалось примерно 1 раз из 3х. Очень неудобно клеить и приглаживать и чтобы без пузырей. Получившийся пузырь выгнать практически нереально, часто приходилось его прокалывать и выпускать воздух. И в результате это место всё равно не слишком хорошо приклеивалось.
Если не получилось, то только отклеивать с фоторезиста верхнюю пленку и потом бросать заготовку в щелочной раствор, чтобы фоторезист растворился. Потом начинай сначала.
Можно, но муторно.

***
В ванночке с водой наклеивают фоторезист под водой и потому наверху достают, выгоняют лишнюю воду, при этом фоторезист легонько "ездит" по поверхности фольги.
У меня ничего не получилось этим способом, мой фоторезист, едва коснувшись любым липким участком текстолита, приклеивался намертво и никаких попыток куда-то его сдвинуть не переносил, разрываясь в процессе. Пробовал раза 4, успешных попыток 0.
Не рекомендую для фоторезистов Alpha Ordyl 350 и ФП ВЩ.

Затем, после того, как фоторезист приклеен к текстолиту, надо сделать так, чтобы он к нему как следует прилип.
Варианты:

***
Положить под пресс/зажать в книгу и дать полежать 2 часа.

Может это и работает, но никогда так не пробовал. Как-то не получается у меня так выстроить процесс, чтобы были 2 часа на ожидание.

***
Как следует прикатать обрезиненным валиком от принтера.

У меня не было ролика от принтера, раскатывание остальными материалами, которые я счел достаточно похожими, в течении 10 минут приводило к тому, что я либо рвал фоторезист, либо очень хорошо согревался сам. Фоторезист же прилипал плохо и стремился отклеиться в ходе дальнейших шагов по техпроцессу.

***
Прогреть утюгом (через лист бумаги).

Это действительно хороший вариант, но тут тоже есть некоторые тонкости.
Если утюг слишком горячий, то фоторезист дубеет и становится хрупким. Когда будешь отклеивать с него верхнюю пленку - может треснуть и отклеиться вместе с ней. Итого - опять растворяй в щелочном растворе и начинай сначала.
Ещё читал, что если прямо сильно перегреть, то фоторезист потеряет свойства чувствительности к УФ свету и ничего не получится на этапе засвечивания. До этого у меня не доходило.
Если утюг недостаточно горячий - то фоторезист недостаточно хорошо прилипает и дальше отклеивается в самый неподходящий момент.

Тем не менее я достаточно долго делал платы таким образом, с набитой рукой брак был примерно в 1 случае из 8.
Один раз я даже настолько почувствовал себя настолько могучим шерстяным волчарой, что обошелся без утюга (которого почему-то не оказалось под рукой).

-3

Я просто подогрел на плите кастрюлю с толстым дном и разгладил ей. Всё получилось. Как могучи мои лапы!!!!!

Все шаги выше не так уж обязательны, но если бы я всего этого не попробовал, то я не так сильно ценил бы то, к чему пришел в итоге.

Имя этому чуду- ламинатор FGK-220

-4

Перед этими буквами и цифрами может быть любое название: BURO, ГЕЛИОС, HF... Это совершенно неважно, это одна и та же недорогая OEM модель, которую перепродают все кому не лень.
--У него валы сверху и снизу, что позволяет отлично прикатывать фоторезист.
--У него нагрев до ~110 градусов (можно и выше, но мне этого не требуется), который отлично подходит для приклеивания используемого мной фоторезиста Ordyl alpha 350
--У него вращение валов вперед и назад, чтобы можно было провернуть фарш назад в случае если что-то пошло не так и засасывает в него не то, что я планировал.
--У него расстояние между валами легко прозволяет прокатывать текстолит толщиной в 1,5 - 2 мм.

В общем я периодически натыкался на ролики, в которых упоминался ламинатор и где-то даже проскальзывала рекомендация именно этой модели. Но про себя думал: "Да нафиг надо деньги тратить, и утюгом неплохо получается. И пальцами клеить почти всегда удается". Но потом решил попробовать, благо продать ламинатор на авито (если не пригодится) - вполне рабочий вариант. Попробовал и больше не хочу без него. Одно из самых must have приобретений для меня. За всё время я запорол с ламинатором только одну поклейку резиста: как-то получилось, что засосало в аппарат со складкой и поперек текстолита прошла сморщенная полоса. Растворил и сделал сначала.

Также немаловажно, что процессы первоначальной поклейки и последующей термообработки для прочного схватывания - объединены в одном. Который занимает гораздо меньше времени, чем просто поклейка руками. Да ещё и по башке от жены за испорченный утюг не получаешь. Один сплошной Profit.

Следующая часть